Стиль
Впечатления Отверженные: что дарят музеям и от чего они отказываются
Стиль
Впечатления Отверженные: что дарят музеям и от чего они отказываются
Впечатления

Отверженные: что дарят музеям и от чего они отказываются

Отверженные: что дарят музеям и от чего они отказываются
Анонимный покупатель приобрел ранее принадлежавшую Дэвиду Боуи картину Тинторетто и пообещал выставить ее в доме-музее Рубенса. «РБК Стиль» вспомнил случаи, когда частные лица передавали произведения искусства музеям и когда музеи от них отказывались.

Тинторетто. «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества»

В течение почти 30 лет полотно Тинторетто «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества» находилось в коллекции скончавшегося в январе 2016 года Дэвида Боуи. 10 ноября картина была выставлена на торгах Sotheby’s, и анонимный коллекционер из Европы заплатил за нее £191 тыс. Сразу после аукциона новый владелец полотна заявил, что передаст работу живописца в дом-музей Рубенса в Антверпене, где она, как сообщил Artdaily, будет выставлена на долгосрочной основе.

 
Тинторетто «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества»
Тинторетто «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества»

Картина была написана Тинторетто в конце 1570-х годов. В тот период мастерская живописца едва успевала выполнять заказы клиентов. «Ангел, предсказывающий Святой Екатерине Александрийской ее мученичества» был изготовлен художником для алтаря венецианской церкви Сан-Джиминьяно.

 

 

Огюст Роден. «Человек со змеей»

Еще один анонимный даритель сделал щедрый подарок Музею изящных искусств в Лозанне. Пожелавший не раскрывать своего имени филантроп летом 2015 года передал культурной институции скульптуру Огюста Родена «Человек со змеей».

 
Фото: wikiart.org

Работа была создана в 1887 году в единственной отливке, а ее первым обладателем стал коллекционер из Марселя Антони Ру. В письме Родену он предложил за статуэтку 2 тыс. франков, взяв со скульптора слово, что его вариант «Человека со змеей» станет единственным существующим. После смерти Ру в 1914 году скульптура была продана и скрыта от глаз публики более чем на 100 лет. Исследователи творчества Родена были знакомы с ней лишь по гипсовой копии, сохранившейся в США. Кураторы музея в Лозанне, получая работу, заявили, что она больше никогда не окажется на аукционных торгах.

 

 

Нико Пиросмани. «Косуля у ручья»

Летом 2016 года на торгах Sotheby’s была продана картина грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани «Косуля у ручья». За £629 тыс. полотно тогда приобрел бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили. Вскоре после покупки бизнесмен заявил, что передаст «Косулю у ручья» Национальному музею Грузии, что и сделал спустя три месяца.

 
Нико Пиросмани. «Косуля у ручья»
Нико Пиросмани. «Косуля у ручья»

До 2011 года полотно Пиросмани хранилось в Тбилиси в семье известной грузинской актрисы Тамары Цицишвили и академика Дмитрия Гедеванишвили. В музее рассказали, что к артистке картина попала абсолютно случайно. «Косулю у ручья» Тамара Цицишвили увидела в доме узнавшего ее на улице поклонника. Актриса попросила продать ей полотно Пиросмани, но вместо этого получила его в подарок. В 2011 году картина покинула Грузию и ушла с молотка на аукционе Sotheby's. А спустя пять лет вновь оказалась на торгах, где ее и приобрел Иванишвили.

 

 

Бриллиант «Хоуп»

В 1958 году американский ювелир Гарри Уинстон решил сделать Смитсоновскому институту роскошный подарок. Им стал синий бриллиант «Хоуп» весом в 45,52 карата. Драгоценный камень, из которого позднее был изготовлен «Хоуп», из Индии ко двору Людовика XIV доставил знаменитый охотник за драгоценностями Жан-Батист Тавернье. А название бриллиант получил по имени своего первого известного владельца — британского аристократа Генри Филиппа Хоупа, к которому попал в первой половине XIX века.

 
Фото: Robbie George/National Geographic/Getty Images

Камень не раз менял хозяев. Пока в счет уплаты долгов светской леди и дочери владельца газеты Washington Post Эвелин Уолш Маклин не попал к ювелиру Гарри Уинстону.

Уинстон передал бриллиант в дар Смитсоновскому институту экстравагантным способом. Драгоценный камень он упаковал в обычный бумажный конверт и отправил по почте. К счастью, «Хоуп» не потерялся и сегодня является «гвоздем» экспозиции Музея естественной истории.

 

 

Евгения Васильева. Триптих «Транскриптаза»

Картины Евгении Васильевой, экс-руководителя департамента имущественных отношений Минобороны РФ, не появятся в коллекции Русского музея. По крайней мере пока. Бывшая чиновница хотела передать в дар музею триптих «Транскриптаза», но эксперты культурной институции отказались от подарка.

 

 

Живописью Евгения Васильева увлеклась в конце 2013 года. За время домашнего ареста она написала больше сотни картин, а некоторые — даже во время судебных заседаний. В период следствия у Васильевой прошло несколько выставок, а искусствоведы отмечали «восторженный взгляд на мир» художницы и влияние на ее творчество примитивизма, экспрессионизма и импрессионизма. Видимо, эксперты Русского музея не смогли в полной мере оценить масштаб работ Евгении Васильевой, которые в итоге вернули ее представителям в полиэтиленовом мешке.

 

 

Скульптуры Зураба Церетели

Получать отказы от своих работ приходилось и скульптору Зурабу Церетели. В 2005 году в Москве около гостиницы «Космос» был установлен памятник Шарлю де Голлю. Изначально скульптура создавалась для Франции, но власти республики отказались принять подарок. А жители Москвы прозвали статую «Луи» за сильное сходство с французским комиком Луи де Фюнесом. 

 
Фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Грушин

Отказался от работы Церетели и Нью-Йорк. После трагедии 11 сентября скульптор создал для города «Слезу скорби» — гигантский монумент, представляющий собой расколотый небоскреб с застывшей внутри слезой. Но против скульптуры восстали не только критики, но и простые горожане. Один из выживших после атаки небоскребов Всемирного торгового центра даже назвал скульптуру Церетели «чем-то средним между шрамом и женским половым органом».

 
Фото: Sylwia Kapuscinski/Getty Images

В итоге «пристроить» у себя памятник согласился город Бейонн, расположенный по другую сторону Гудзона. А расходы по транспортировке и установке скульптуры взял на себя сам Церетели.