Стиль
Чек-лист визионера от Вари Веденеевой
Стиль
Чек-лист визионера от Вари Веденеевой
РБК Визионеры

Чек-лист визионера от Вари Веденеевой

Фото: пресс-служба
Основатель 365done.ru и сервиса печати фотокниг «Периодика» Варя Веденеева — о силе единства и необходимости рефлексии

Об успехе

Мне видится важным в разговоре про успех, призвание и смыслы начать с определения, что есть что. Действительно, каждый сам для себя определяет успех. Мерой можно взять уровень организации мышления, например, по тесту Хогана (международной независимой системе оценки личности), вертикальной шкале лидерства (разработанной в 80-ые года в Гарварде системе развития лидеров), спиральной динамике (модели изменения мировоззрения с развитием общества) – это все интересные инструменты для оценки себя.

Я лично сейчас определяю успех иначе, чем три года назад. Сегодня успехом я бы назвала комбинацию из систем: финансово-прибыльное предприятие создает рабочие места, занимается образованием, развитием людей-сотрудников и людей-клиентов, занимается развитием отрасли и рынка.

Секрет успеха я вижу в коммуникации: важно не только иметь образ результата на каждом своем шаге, но и уметь его сформулировать на всех языках – для разработки, для продукта, для маркетинга, для PR/GR функций. Уметь с помощью верной коммуникации объединять людей, где-то учить их слышать друг друга, и помогать преодолевать противоречия и недопонимания.

Я много раз видела, как проекты терпят неудачу. Есть факторы, на которые нельзя повлиять, но важно помнить, что сила единства огромна. Поэтому главной задачей лидера-визионера я вижу навык говорить об идеях так, чтобы люди забывали про претензии, обиды и другие разъединяющие обстоятельства. Чтобы они видели и понимали, для чего они трудятся, и чтобы этот образ результата был путеводной звездой в трудные времена. Самое важное при этом, конечно, чтобы лидер не только умел говорить, но и на деле был образом-воплощением своих слов.

Фото: пресс-служба

О визионерах

Как мне кажется, есть целые отрасли, в которых вся деятельность так или иначе пропитана визионерством: наука, технологии, образование, здравоохранение. Я предполагаю, что благодаря грантам и инвестициям, финансовая часть не является необходимым условием для выживания таких компаний. Если использовать термины спиральной динамики, или обратиться к образу из «Мартина Идена», то находиться в библиотеке и вдохновенно обсуждать прочитанное – это естественное продолжение жизни в том случае, когда ты сыт, находишься в безопасности и обладаешь неким культурным базисом. Если же ты голоден и занят выживанием, то думать о высоком самому и уж тем более, делиться этими идеями с сотрудниками и коллегами по отрасли — уже не такое «естественное» действие.

Однако парадокс заключается в том, что во втором случае эти размышления и обсуждения становятся более необходимыми, чем в первом. Поэтому, мне видится, что бизнесам, существующим изначально не в инновационных секторах важно думать о том, какие идеи лежат в основе их деятельности. Они там точно есть, иначе бы бизнес не существовали и клиенты не обращались за услугой или товаром. Такая рефлексия помогает увидеть новые смыслы в своей деятельности, а это в свою очередь дает энергию развиваться дальше, совершенствуя свое мастерство.

Истинное визионерство — это что-то такое общее и целое, это идеи, люди и их команды. Лично мне ближе, понятнее и проще почувствовать визионерство, которое направлено на простого человека. Я в восторге от изменений городской среды и инфраструктуры в Москве за последние пятнадцать лет. Я в юности застала разговоры о том, как будет меняться город, но не представляю, как это произошло настолько слаженно за такой короткий срок.

О разнице между «смотреть» и «видеть»

«Видеть» – это про внимательное всматривание, наблюдение и параллельный мыслительный процесс. «Видеть» – это понимать основы и первопричины какого-то явления, и за счет этого постигать, как этим явлением можно управлять на благо.

«Смотреть» кажется первым уровнем, первой ступенькой. Ведь чтобы смотреть, недостаточно просто иметь просто зрение, необходимо направлять свой взор дальше телефона, дальше той картинки, которая сейчас находится перед носом. Чтобы научиться видеть, нужно упражняться в смотрении и задавании вопросов.

Фото: пресс-служба

О трендах в индустрии

Я работаю как раз не в инновационном секторе — свою сферу определяю как работу с воспоминаниями, подарками, семейными ценностостями, традицией и культурой — поэтому мне достаточно следить за бизнес-средой и за теми трендами, которые входят в повседневную жизнь человека. Иногда я перечитываю тренд-репорты прошлых лет, чтобы приземлиться сознанием на то, что только маленькая часть из этих идей проходит проверку временем.

С позиции IT и цифрового продукта, отчетливый тренд сейчас на то, что всем нужно делать продукт как можно проще и доступнее для клиента: «Нажмите кнопку и получите сейчас». Все, где можно снять заботу с клиента будет расти. В нашем случае — это наведение порядка в цифровых архивах с помощью ИИ.

В области маркетинга и продвижения я смотрю только на год вперед. Дальше сложнее — очень быстро меняется индустрия. Думаю, что основное место займут маркетплейсы, превратясь в «красный океан», и за его пределами останутся небольшие бренды. Соответственно, им надо будет прилагать усилия, чтобы быть top of mind в своей сфере: понятно и наглядно рассказывать про свой продукт, объяснять, какие он закрывает потребности, почему и в каких случаях он нужен клиентам, почему его нужно купить именно у вас. Показывать компанию и сотрудников с человеческой стороны, все больше двигаясь в сторону прозрачности.

В плане семейных традиций и ценностей – думаю, что все, что с этим связано будет очень важно и востребовано, а возможно, даже появятся какие-то коучи и специалисты, помогающие объединить семью, так как уже сейчас есть зазор между поколениями, уж очень сильно за шестьдесят лет все изменилось.

Я начала вести подкаст «Близкие люди» именно об этом, и он, кстати, довольно популярен. Интересно, что мы уже не понимаем смысла тех или иных традиций, просто выполняя какие-то действия, продиктованные маркетологами. Почему люди женятся у цветочной арки, зачем кидать букет? Зачем вообще нужна семья и что она представляет из себя сегодня?

Помимо всего этого есть и общие вещи, которые мне бы хотелось понимать лучше: например, как устроена экономика, как ключевая ставка влияет на мой небольшой бизнес и что я могу или должна с этим делать. Мне самой нравится задавать себе вопрос: «Где я хочу быть через 20 лет?» – это упражнение я выполняю письменно и возвращаюсь к нему раз в год.

Чек-лист визионера

Если резюмировать эти мысли и свести их к вопросу, что такого можно поделать, чтобы воспитывать и укреплять визионерские качества в себе для работы и жизни, то я бы выделила такие (и, простите, но наверное, здесь тысячелетиями ничего не меняется, если верить античным философам):

  • читать много, но проявлять избирательность. Найти тех, кому вы доверяете и читать их. Возможно, подписаться на платные проекты;
  • читать старые книги, классику, историю, античность, и анализировать, как проявляются метафоры из прошлого в сегодняшнем дне;
  • вести дневник или как-то еще размышлять самим с собой письменно, чтобы иметь возможность возвращаться к своим мыслям. Заметки, письма, дневники. Можно делать это раз в месяц, например, записывая, что вы узнали и как на вас это повлияло, какие действия вы предприняли. А через год пробегаться и отмечать, какие ваши личные прогнозы сбываются, а какие нет;
  • провести у себя форсайт-сессию с ключевыми сотрудниками;
  • общаться с интересными людьми.
Теги