Стиль
Герои Архитекторы Цимайло и Ляшенко — о композиции и контексте дома Forum
Стиль
Герои Архитекторы Цимайло и Ляшенко — о композиции и контексте дома Forum
Герои

Архитекторы Цимайло и Ляшенко — о композиции и контексте дома Forum

Фото: пресс-служба
Бывший кинотеатр «Форум» на Садовом кольце ждет новая жизнь. Мы узнали подробности о проекте

В Москве реставрируют один из первых столичных кинотеатров — «Форум» на Садовой-Сухаревской, построенный в 1914 году. Историческое здание станет частью проекта Forum — элитного жилого комплекса, спроектированного архитектурным бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». О новой жизни кинотеатра и работе с историческим наследием «РБК Стиль» рассказали его основатели — Александр Цимайло и Николай Ляшенко.

Жилой комплекс Forum, по сути, представляет собой городскую скульптуру — геометричное здание с трехчастной композицией. Откуда взялась такая неожиданная форма?

Александр Цимайло: Она носит сугубо функциональный характер. Там довольно непростой участок, и, несмотря на то, что здание само по себе не контекстуальное, на самом деле оно вырастает именно из контекста. Оно имеет простую форму с угловыми структурными изменениями в нижней и верхней частях. Нижние обусловлены тем, что вокруг очень плотная застройка, поэтому хотелось отступить от соседних зданий и организовать общественное пространство. Верхние уступы были необходимы для того, чтобы разместить там террасы и обеспечить панорамные виды на город. При этом на фасаде и в плане оно имеет одну и ту же форму.

Как выстраивается визуальная, функциональная и смысловая связь с историческим зданием кинотеатра?

Николай Ляшенко: С одной стороны, нам хотелось добиться сильного контраста с реконструируемым зданием кинотеатра «Форум». С другой стороны, новая постройка должна была быть симметричной, потому что историческое здание имеет строгую композицию.

Фото: пресс-служба

Здание кинотеатра обещают приспособить под новую функцию. Что там будет?

Александр Цимайло: Этот вопрос пока не решен. Насколько я знаю, речь идет о том, чтобы создать многофункциональное пространство: ресторан, офисы, магазины, возможно, что-то еще.

Как сказался уход мировых производителей оборудования из России на вашей работе с этим и другими проектами?

Николай Ляшенко: Мы пока этого не чувствуем, потому что строительство — инертный бизнес, сейчас завершаются проекты, начатые еще до введения санкций. Поначалу у всех был шок: никто не понимал, какие лифты мы будем использовать, кто будет обеспечивать инженерное оборудование и системы кондиционирования. Но постепенно все наладилось. Во-первых, есть неплохие альтернативы. Во-вторых, всегда можно привезти то, что нужно, просто дороже.

Элитные проекты в Москве часто представляют собой закрытую среду. Приходилось ли с этим бороться, проектируя Forum, и насколько это вообще для вас важно?

Николай Ляшенко: Архитекторы работают для людей, которые будут жить в этих домах, поэтому ориентируются прежде всего на их потребности и запросы. Конечно, проектируя тот или иной элитный дом, мы думаем, как вписать его в городской ландшафт, но это параллельная задача, которая не может выйти на первый план.

Вас, как горожанина, это не раздражает?

Александр Цимайло: Нет, потому что это нормально. В любом городе есть более открытые и более закрытые места. В Лондоне, например, сложилась многовековая система закрытых клубов: если ты не заплатил, то не имеешь права доступа. Никому не придет в голову с этим спорить.

Но городское пространство принадлежит всем. Вспомните Остоженку в начале нулевых — это была зона, буквально выпиленная из городской ткани, совершенно недоступная тем, кто там не живет.

Николай Ляшенко: Согласен, но это не проблема архитектуры. Разве что там почти не было общественной функции на первых этажах. Остоженка была местом, не очень удобным для горожан, так получилось. Те же Патриаршие пруды расцвели из-за ресторанов, которые открывались на первых этажах. Все зависит от воли местных жителей и бизнеса. В конце концов, не все дома должны иметь общественные зоны.

Александр Цимайло: Не думаю, что стоит делать проблему из закрытости клубных домов: их слишком мало в Москве и они не влияют на восприятие города в целом.

Фото: пресс-служба

У вас есть свой собственный способ работы с историческим наследием?

Александр Цимайло: Мы довольно много работаем с историческими объектами, поэтому выработали для себя несколько правил. Главное — все, что можно сохранить, нужно сохранять. Конечно, это касается только того, что имеет ценность. Нет смысла бороться за безликие, неинтересные постройки только потому, что им много лет. Но если они обладают хоть какой-то ценностью, их нужно оставить. Заказчики также стали понимать, что исторические фрагменты имеют добавочную стоимость. Другое важное правило — не нужно имитировать «старину». Если какие-то исторические куски утрачены и нужно их заменить, нельзя заниматься имитацией — новое должно сразу считываться как новое. Это сочетание современных приемов с классическими только обогащает проект.

Нет смысла бороться за безликие, неинтересные постройки только потому, что им много лет.

Вы стали практически монополистом на рынке элитного жилья Москвы, большинство известных проектов последних лет — ваша работа. Есть ли амбиции выйти за пределы этого сегмента и расширить портфель за счет некоммерческих объектов вроде Соборной мечети в Казани?

Александр Цимайло: Мы занимаемся не только элитным жильем. Например, сейчас проектируем несколько общественных зданий в разных городах России: филармонию, аэропорт, православный храм. Рассказать о них подробнее пока не можем, но они находятся в работе. В Санкт-Петербурге готовим проект реконструкции одного исторического комплекса. Нам, конечно, интересно заниматься большой архитектурой, просто в последние годы таких заказов не было.

Николай Ляшенко: На самом деле неважно, что ты проектируешь. Главное, чтобы проект был интересный и мы могли сделать его в соответствии с нашими принципами.

Часто ли приходится отстаивать свое видение проекта и спорить с заказчиками?

Александр Цимайло: Да, часто. А в случае с Forum нам пришлось спорить не с заказчиком, а с собой. Мы разработали проект, показали его MR Group, и он произвел очень хорошее впечатление, его с удовольствием приняли. Но высказывание, на наш взгляд, должно было быть более радикальным и запоминающимся, поэтому мы пересмотрели форму. У первоначального решения была не достаточно яркая форма. Проект был более сдержанный по своей геометрии, без вертикальной реакции на окружающий контекст. Мы полностью переделали чертежи и макеты, показали заказчику, который очень удивился и поначалу не хотел отказываться от первого варианта. Но в конце концов пошел нам навстречу.

Фото: пресс-служба

Реклама. ООО «СЗ «ДИНВЕСТ», erid: 4CQwVszH9pWwoqum32G