Яна Чурикова: «Творческие люди все немного животные»
Первое, что выдает присутствие Яны Чуриковой в помещении — тот самый голос с неповторимым тембром. В нем и сейчас энергии не меньше, чем без малого двадцать лет назад на концерте RCHP на Красной площади — одном из главных впечатлений молодости, напрямую связанном с запуском MTV в России. Не зря на встречу с «РБК Стиль» Яна пришла в джинсовом костюме и с гитарой наперевес. Пусть музыкальный инструмент выступал больше в роли реквизита, рок-звезду Яна изображает вполне достоверно. Поводом для встречи стало 20-летие русского MTV и грядущий по этому поводу большой концерт в «Олимпийском». Чурикова пять лет назад возглавила канал после перезапуска (а чуть позже и остальные молодежные и музыкальные телеканалы Viacom в России), но карьерный рост едва ли отразился на ее характере. Она до сих пор остается одним из самых неформальных медиа-менеджеров в наших краях. Хотите, обсудим KPI и бизнес-стратегию, хотите — Земфиру с Монеточкой, а хотите в туфлях заберусь на стол ради классной фотографии? Ну что за вопрос. Конечно, хотим!
— Яна, вы же сейчас топ-менеджер?
— Мне кажется, топ-менеджер — это такой серьезный человек, который ходит на работу в строгом костюме, проводит на ней время с девяти до шести, а лучше даже задерживается, и уходит последним. И вообще в его жизни все очень жестко. Для меня слово «топ-менеджер» немножко из другой жизни. Я просто руковожу молодежными музыкальными каналами. Я — руководитель.
— Вам нравится руководить?
— В прошлом году я впервые взяла своего ребенка, а ей сейчас девять, в офис. Выделила ей рабочее место рядом со мной и доверила сверстать сетку двух каналов — Nickelodeon и MTV. И если в прошлом году Тася отнеслась к этому как к игре, то в этом по-настоящему вгрызлась в контент. Все посмотрела, узнала и расставила программы так, чтобы они органично сочетались друг с другом, да еще соответствовали возрастной маркировке. Заодно понаблюдала за нашей офисной жизнью пару дней. Она была совершенно очарована атмосферой, которая здесь царит. Сказала: «Мама, ты самая счастливая, потому что можешь ходить на работу!» А я такая про себя: «Ммм. А это здорово мотивирует!»
— И сколько выпусков сверстала ваша дочь?
— На целый месяц. Маша, руководитель Nickelodeon, сказала, что они Тасины рекомендации приняли к сведению. (Смеется.)
— Правильно, вы тоже не сразу стали начальником.
— MTV стал для меня местом, где я впервые поняла, что просто болтать в кадре не очень интересно. Я всегда совмещала много профессий, была сама себе и редактором, и продюсером, и режиссером. Знала процесс изнутри, и это сильно облегчало работу в кадре. Как показала история, именно такие универсалы оказались сегодня востребованы больше всего. Мы открыли дорогу ребятам, которые сейчас стали звездами YouTube. Показали, что можно и так работать в медиа. Что можно, оказывается, разговаривать со зрителями обычным языком, не забывая при этом, что ты все-таки вещаешь для широкой аудитории.
— Вы выглядели в кадре очень естественно и непринужденно, но ведь этому тоже надо научиться.
— Как говорил мой научный руководитель Георгий Владимирович Кузнецов, царствие ему небесное: «Есть красивые — им «трояк». Умным — «пятерку». А ты, Чурикова, и умная, и красивая, вот тебе «четверка» — и иди отсюда». Я всю жизнь в этой позиции. Для того, чтобы чего-то добиться, мне приходилось работать чуть больше, чем остальным. Поэтому, чтобы попасть в кадр, лично мне надо было постараться. Когда я только пришла во «Времечко», которое выпускало «Авторское телевидение», нас, 17-летних корреспондентов-стажеров, отправили на занятия по сценической речи. Там нам давали какие-то упражнения для дикции. И это первый и последний раз, когда я их делала, честно признаюсь. Но кроме дикции есть же еще голос, тембр. Тогда у меня он был такой. (Разговаривает высоким голосом.) Это не очень хорошо воспринималось взрослой аудиторией «Времечка», вызывало недоверие. Я через свой голос буквально транслировала отсутствие жизненного опыта. Тогда я стала серьезно работать над голосом: оказывается, с ним можно делать такие вещи. Сегодня для меня любая деятельность, связанная с озвучанием, даже интереснее, чем работа в кадре.
— Сейчас, когда вы топ-менеджер…
— …А вам все-таки нравится это словцо.
— У вас же есть наверняка какие-то страшные показатели, по которым отслеживают вашу эффективность?
— Да, вместо «Металлики» у меня теперь KPI. Но, кстати, радует, что на работу по-прежнему можно ходить в майке «Металлика». Это в том числе помогает выполнять KPI (Смеется). Для меня это не просто цифры, а процесс улучшения каналов, в которые я верю. Это моя работа. Все эти KPI меня не смущают, не пугают. Я понимаю, что это помогает мне искать ресурсы для того, чтобы мы с командой могли спокойно творить.
— А у вас нет ощущения, что, пока вы занимаетесь бизнесом, творят как раз другие — причем в основном в интернете.
— Все, что когда-то начиналось как революция, однажды встает на рельсы. С блогерами тоже так произошло. Они все теперь часть некоторых объединений, там серьезные бюджеты, серьезные проценты. Все классно. Это давно уже бизнес. Они новые селебрити со своими агентами и поэтому могут диктовать свои условия. У них есть аудитория, охват.
— И эта аудитория порой в разы превышает вашу. У той же Клавы Коки, которую вы отправили на VMA, подписчиков в инстаграме в 10 раз больше, чем у MTV. Так кто кому нужнее, вам Клава Кока или вы ей?
— Только мы можем предоставить доступ на VMA, так что, думаю, это взаимовыгодная коллаборация. Репутационно выигрывает Клава, а численно выигрываем мы.
Все, что когда-то начиналось как революция, однажды встает на рельсы. С блогерами тоже так произошло.
— У вас тоже есть видеоблог.
— Я поняла, что из меня видеоблогер так себе. И потом, это так много времени занимает — вери тайм консьюминг (англ. very timecomsuming), как говорится. Поэтому я точно для себя решила, что я не блогер. Лучше свою кипящую энергию как-нибудь здесь применю.
— Получается, успешные блогеры тоже профессионалы своего дела.
— Пожалуй. Но, с другой стороны, сейчас мы смотрим на успешных блогеров: ок, тебе 26, но что ты будешь делать в 32? А в 40?
— Мы же в детстве, когда смотрели на 20-летних виджеев MTV, не думали, чем они будут заниматься через 20 лет.
— По крайней мере, в отношении себя я ответ на этот вопрос нашла. Мне кажется, любой человек, который сейчас выражается в соцсетях, и сам понимает, что должно быть какое-то развитие. Неважно, виджей ты или видеоблогер, ты должен понимать, куда идти дальше.
— А вы сами для себя понимаете? Мне кажется, MTV в нынешней итерации похож на постаревшего рейвера, который уже не в силах танцевать до утра и вести за собой молодежь, но зато сможет поддержать с ней разговор без ворчания и без слов про то, куда катится этот мир и что раньше было лучше.
— Вы сейчас описываете Александра Анатольевича, похоже. Интересная метафора. Я сама иногда ловлю себя на том, что все сотрудники моложе меня. Я, конечно же, знаю, чем они там живут, и иногда перехожу на их жаргончик, но это странно и смешно смотрится. Специально пытаться молодиться — это опасная штука. Надо стараться делать так, чтобы молодежь говорила на своем языке, но на твоей платформе. У нас есть несколько аудиторий. И те, кому за 30, и те, кому 20 с чем-то. И совсем школьники, например, фанаты K-pop. А так уж получилось, поскольку мы эксперты в музыке, что мы одни из первых из развлекательных медиа открыли это новое музыкальное направление, что фанаты K-pop очень оценили. А есть еще целый пласт аудитории, который прекрасно общается в программе «Классный час» на совершенно непонятном русском языке, в который сложно вникнуть, если ты старше 18-ти.
— И все-таки расстановка сил серьезно изменилась. MTV 20-летней давности был событием мирового масштаба, а сегодня это нишевый канал, доступный по подписке.
— Мы играем на перенасыщенном медийном поле. Амбиции покорения мира — это привет из другой эпохи. Дело не в MTV, а в том, что сейчас 2018 год, а тогда был 1998. И тогда нужно было дать еду голодному, а сейчас надо накормить сытого. Это две разные работы.
— Вы хотите вернуть MTV в большой эфир на федеральном телевидении?
— У нас более двадцати эфирных каналов, все они прекрасного качества. Там частоты заняты, там другие бюджеты, другие интересы и другие топ-менеджеры. При этом тематическое телевидение — это отдельный рынок, где мы тоже стоим особняком, потому что транслируем уникальный контент. У нас нет ответственности за гипербюджеты, чего, может быть, на данный момент мне и не хочется. Сейчас в моей жизни всего ровно столько, сколько я могу контролировать. И при этом остается тот процент творчества, который меня продолжает мотивировать.
— Другими словами, пока большие дядьки дерутся за рейтинги, вы, как Швейцария, держите нейтралитет?
— А что, очень приятная позиция. Классно быть Швейцарией на медиа-рынке.
— Я нашел ваше интервью каналу «Ностальгия», где вы сами иронизируете над тем, что такое интервью в принципе случилось. Но ведь и правда, насколько оказалась короткой дистанция между прорывным, молодежным, революционным телевидением — и ностальгией по прорывному, молодежному, революционному телевидению.
— Я понимаю, что мы вырастили поколение людей, которое тоскует по старому MTV, потому что мы давали ощущение свободы. Не было же интернета в мобильных телефонах, социальных сетей. Мы давали молодым людям, которые хотели новой культуры, возможность самовыражения. Теперь они в состоянии самовыразиться и без нас. Технологии диктуют все, в том числе определяют творческий процесс. Вот появился YouTube — за ним потянулась целая инфраструктура. А революция, как любой хайп, она короткая. Все прорывное, что происходит в 2018 году, не может длиться настолько долго, чтобы оказать продолжительное влияние на что-то в головах людей. Сейчас у MTV нет задачи быть революцией. Все поспокойней. Мы не тот локомотив, который тянет за собой вагоны, но по крайней мере мы очень важная часть поезда. Мы не представляем ничьи интересы с точки зрения шоу-бизнеса, поэтому можем быть более независимыми.
— Ушли в андеграунд.
— Есть немножко. Но, тем не менее, когда люди приходят на «12 злобных зрителей» и говорят, что исполняют мечту детства, это приятно. Я вижу эту преемственность, она важна для нас. Конечно, артисты сегодня уже и без MTV себя неплохо чувствуют. Появление на любом ТВ сегодня никак не влияет на продажи билетов на их концерты. Но дружить все равно лучше. У того же «Газгольдера» прекрасные собственные ресурсы для продвижения звезд. Но, к примеру, T-Fest — часть и нашей вселенной MTV, он классный парень и сделал у нас замечательный живой сет. А парней типа Фейса, которые используют много ненормативной лексики, мы как канал не можем взять в плей-лист.
Сейчас у MTV нет задачи быть революцией. Мы не тот локомотив, который тянет за собой вагоны, но очень важная часть поезда.
— Все-таки не совсем андеграунд.
— Слушайте, андеграунд же не в том, чтобы позволить произнести в эфире нецензурное слово. Такие коллективы, как группа «Мы», вполне приличные ребята — и это не мешает им делать совершенно авторскую, ни на кого не похожую музыку. Или Монеточка — вот он, идеал подростковой музыки. Девочка, которая пишет, как думает, и благодаря этому нашла своих поклонников и даже некоторых весьма авторитетных хейтеров. Классно, когда люди не боятся делать «музло», не ориентируясь на конъюнктуру. Таких артистов хочется поощрять, отмечать. Пускай работают себе спокойно.
— Давайте про дайвинг поговорим.
— Чего это вы так резко перескочили?
— Мне кажется, там перед людьми стоят вызовы посерьезнее, чем перед руководителями современных телеканалов.
— Какие вызовы, это же удовольствие сплошное, вы что.
— Там же бездна!
— У меня нет боязни воды. Мне нравится общение с природой, возможно, кстати, что это напоминает работу в творческом коллективе. Творческие люди все немного животные. (Смеется). Вот ты взаимодействуешь со стихией, например, течением. Ты, чувак, либо должен вцепиться в скалу и держаться за нее, чтобы тебя не снесло, либо ты плывешь по течению. То, чем я занимаюсь в обычной жизни, вполне себе похоже на средний дайв. При том, что видимость у тебя не очень, ты не понимаешь до конца, какая у тебя среда вокруг, ты должен домыслить, с какой стороны риф. Я люблю погружение, потому что это сбивает корону, даже если она была.
— Течением смывает?
— Просто с точки зрения гидродинамики неудобно. Ты должен быть обтекаем. (Смеется.)
— Ну вот, опять эта тема. Раньше эмтивишники рвали шаблоны. Теперь вот все обтекаем.
— Я бы так не сказала. Мы должны быть обтекаемы только для того, чтобы правильно двигаться. А про рвать шаблоны — вот мы рвали, рвали и что мы сейчас имеем? Кучу других шаблонов, которые и рвать-то по большому счету некому. Сегодня вон, миллениалы, к примеру, долго живут с родителями. Такая у них черта поколенческая. Я, типичный «Икс», быстренько попыталась сбежать из-под родительской опеки. Миллениалы не бунтуют. Сегодня только Шнур, мне кажется, пока еще успешно и упорно эксплуатирует образ плохиша. Ну, рэперы «новой школы» в их субкультуре. А остальные все такие зожные, все правильно питаются и занимаются йогой — даже молодые рок и панк-исполнители.
— Грядет большой концерт в Олимпийском, посвященный 20-летию MTV. Что это будет — вечер встречи с актуальной музыкой или дискотека нулевых?
— Ностальгический тренд, конечно, сильная история, мы на него делаем некоторую ставку. Но мы собрали всех. Среди артистов в лайнапе вы найдете и легенд MTV, и тех, кто вырос на их музыке Мне очень хочется, чтобы это был концерт настоящего респекта.
— То есть можно ждать совместного выступления Земфиры с Монеточкой и Гречкой?
— Я сама мечтаю о концерте, где все три исполнительницы встретятся на одной сцене и желательно в одном сете, но, как вы понимаете, они должны сами этого захотеть. Что будет точно — посвящение Михею, голосу нашего поколения, от современных артистов, новое прочтение классического «Владивосток 2000» молодыми исполнителями. Еще будут «Сплин», «Смысловые галлюцинации» — с одной стороны, Манижа и Федук — с другой. Этот концерт — мост через время. Но это мост в будущее.
— Вы кого выберете между Монеточкой и Земфирой?
— Я всегда выберу MTV.
— Раз уж ностальгический тренд в силе, давайте вспомним ваш лучший день работы на MTV?
— Я могла бы соврать, что это концерт RHCP, который мы вели, но у меня на месте того вечера в памяти осталось белое пятно. Я помню, что залезла на сцену, нас всех развели на разные точки, мы чего-то несли перед этой толпой в 200 тыс. человек. А больше ничего не помню. Блэкаут полный. Еще помню, как мы гуляли с группой The Smashing Pumpkins по Красной площади, а потом лазили по крышам с их гитаристом. А самые лучшие воспоминания из новой эры MTV в основном связаны с тем, что мы делаем сами. Я была очень рада, когда мы в этом году нашли Тему, который ведет у нас «Селфи-ньюс». Потому что это тот самый Тема, который должен быть на этом месте. Такой, каким я его себе и придумала. В меру сумасшедшим, способным тонко троллить, даже бесить истеблишмент. Его даже пару раз выгоняли с каких-то мероприятий, в том числе с участием Ольги Бузовой, что я считаю в принципе — мишен комплитед (mission completed). В такие моменты я испытываю особый духовный подъем. Меня давно не радует тусовка с какими-то артистами. Это происходит тогда, когда читаешь слишком много райдеров перед организацией очередной церемонии. Помню, раньше к нам приходила Милен Фармер, и я была такая счастливая. Когда-то это было: «Боже мой!» Сейчас просто: «Здравствуйте».
— Сегодня, наверное, вообще ни одна группа в мире не соберет 200 тыс. человек.
— Ни в одной стране мира.
— Куда мы катимся?
— Такие массовые мероприятия, может, людям больше не нужны.
— Может, просто нет артистов?
— Все взаимосвязано. Соцсети — это тоже палка о двух концах. Ты рассказываешь о себе каждый день, и ощущение недоступности артиста исчезает. Если ты молодой артист сегодня, ты должен понимать, что твоя аудитория — небольшой кусок от огромного пирога. Тебя услышат и полюбят — ну два миллиона подписчиков, классно. Из них на твой концерт доедет тысяча, максимум две. Я так люблю, когда люди рассказывают, что они собирают стадионы. Все же мы знаем, что «Олимпийский» можно сделать и на 35 тыс. человек, а можно и на 17 тыс. Все, нет больше Майкла Джексона и Муслима Магомаева. Бейонсе только, наверное, может собрать нормальное количество людей. Но вот такой вот легенды, одного на индустрию — такого больше нет. И хватит уже.
— Грустно звучит.
— Вы так боитесь смириться с реальностью, но она такова.
— У вас будет правильный «Олимпийский»?
— Посмотрим. Поскольку я в данном случае лицо изнутри, то не буду делать прогнозов.
— Ну хорошо, провели вы концерт к 20-летию, а что на следующий день? Похмелье или йога?
— Да, кстати, скорее всего, пойду на йогу с утра. А вечером у нас будет сбор старых эмтивишников. Но и новых пригласим, конечно. Это будет первый раз, когда молодая команда придет на сбор олдскульных эмтивишников. Так что будем закрывать гештальт.