Стиль
Жизнь Гадание на книгах: что общего у писателя, метеоролога и астролога
Стиль
Жизнь Гадание на книгах: что общего у писателя, метеоролога и астролога
Жизнь

Гадание на книгах: что общего у писателя, метеоролога и астролога

Кадр из сериала «Беглецы»
Кадр из сериала «Беглецы»
Почему в нашей жизни стало так много эзотерики и при чем здесь литература? Об этом размышляет драматург, куратор программы «Гоголь+» в «Гоголь-центре» Валерий Печейкин, недавно выпустивший свою первую книгу — сборник эссе «Злой мальчик»

Все люди делятся на две категории: одни хотят знать будущее, другие его предсказывают. В инстаграме гадалок и котов уже поровну. Мне самому недавно предложили гадание… по эмодзи! Я отправил гадалке свои частые эмодзи и получил прогноз. В моем случае это была пародийная гадалка, но очень многие люди гадают всерьез. Я предпочитаю их не осуждать, а разобраться в том, почему знать будущее так важно. На мой взгляд, желание знать свою судьбу стоит рядом с желанием читать о чужих судьбах. Эзотерика и литература — сестры, которых не нужно разлучать. Давайте разбираться.

Представьте, что вы захотели узнать прогноз на завтра. И перед вами два варианта того, что вы услышите. «Завтра на улице будет дождь с ураганом» и «Завтра на улице ты встретишь любовь».

Первый прогноз очень конкретен и предсказывает погоду. Второй прогноз направлен на совсем другой смысл — встречу с любовью. Если первый прогноз отговаривает вас от выхода на улицу, то второй заставляет туда идти. Кто же может сделать такие прогнозы? Первый — метеоролог, второй — астролог. Но мне кажется, что есть еще один человек, который умеет совмещать знания первого с прозрением второго.

Это писатель. Человек, который заставляет нас выходить в дождь и ураган, чтобы найти свою любовь. Я давно заметил, что у хорошего писателя много общего с ученым и волшебником. Талантливый писатель умеет точно предсказывать будущее, гениальный — неточно. Гениальность в том, чтобы сделать повторяющееся предсказание: дать прогноз не на день, а на тысячи дней вперед. Так писали Нострадамус и Пушкин. Неслучайно одно из главных стихотворений Пушкина называется «Пророк». Но поэт не занимается предсказанием номеров лотерейных билетов. Он предвещает чувства. Любовь — это «повторяющееся предсказание». Миллионы людей по всему миру будут обнаруживать у себя ее симптомы каждый день. Писатели знают, что читателей интересуют банальность и фатум. Они постоянно балансируют между описанием банальностей и роковых случайностей. Сотни историй начинаются с того, что с одним простым человеком случилось нечто невероятное.

Кадр из фильма «За пропастью во ржи»
Кадр из фильма «За пропастью во ржи»

Неслучайно сегодня во всем мире растет популярность эзотерической литературы. Это связано не только с упадком науки и свободным рынком. Я вижу причину в другом. Вместе с ростом угроз начинают расти и прогнозы. Чем тревожней мы живем, тем большую ценность получают люди, которые умеют предсказывать. По-настоящему или не очень. Но спрос такой высокий, что слушать будут всех. Частный прогноз должен быть оптимистическим, а глобальный — тревожным. У человека должно быть ощущение того, что он выиграл в лотерее удачи маленький подарок. Все могло быть гораздо хуже. Но ему повезло!

Эзотерика и литература — сестры, которых не нужно разлучать.

Именно такие чувства возникают у читателя остросюжетного романа. Сама по себе книга внушает мысль о том, что судьба существует. Ведь книга уже написана от начала и до конца, мы можем открыть последнюю главу и узнать финал. Однако мы не делаем этого. Но все равно хотим знать будущее. Не парадокс ли это? Дело в том, что мы хотим знать судьбу, но только на ближайшее время. Заглядываем не в последнюю главу, а в следующую. Мы хотим смотреть тизеры, но не трейлеры нашей жизни. Знать только то, что будет в следующем сезоне. Но не в конце. Литература и эзотерика помогают принять мысль, что судьба существует. Как существуют времена года. Но все, что нам стоит знать, — это то, что зимой идет снег, а летом светит солнце.

Кадр из фильма «Чтец»
Кадр из фильма «Чтец»

Писатели — это люди, которые зимой предсказывают весну, а летом напоминают, что зима вернется. Неслучайно поэты и писатели так часто пишут о природе. Про майскую грозу, про летний дождь, про осенний багрянец, про зимний пейзаж. Помните, у Юрия Левитанского есть знаменитое стихотворение «Диалог у новогодней елки»? Там мужчина и женщина ведут разговор о том, что будет дальше: «"Чем же все это окончится?" — "Будет апрель". — "Будет апрель, вы уверены?" — "Да, я уверен"».

Мы хотим смотреть тизеры, но не трейлеры нашей жизни. Знать только то, что будет в следующем сезоне. Но не в конце.

И ведь действительно апрель каждый раз наступает. Так поэт соединяет банальность и фатум всего в одной фразе — «будет апрель». И ведь каждый раз это пророчество сбывается. Для всех.

Почему люди все еще верят в астрологию, нумерологию и Таро? Видео.