Стиль
Жизнь «Нужно держаться вместе». Как взаимопомощь помогает бизнесу пережить кризис
Стиль
Жизнь «Нужно держаться вместе». Как взаимопомощь помогает бизнесу пережить кризис
Жизнь

«Нужно держаться вместе». Как взаимопомощь помогает бизнесу пережить кризис

Фото: Света Муллари
Кризисный момент показал, что удержаться на плаву малому бизнесу помогает сообщество — коллег, клиентов, друзей и просто неравнодушных людей. А ценность обрели не только деньги, но и знания или совет опытного ментора.

«Помоги просто кому не просто», — призывает актер Никита Еленев в ролике проекта #Кооперация — онлайн-платформы, объединившей ресурсы для поддержки локального бизнеса, от кофеен за углом до небольших книжных магазинов, где, как водится, только и можно найти «ту самую» книгу, тираж которой уже давно распродан. Не все из них с надеждой смотрят в будущее: по данным мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова, лишь 13,4% опрошенных предприятий малого и среднего бизнеса к концу мая были уверены, что смогут продолжить работу после карантина. А значит, для многих из нас возвращение в офис может пройти без привычного утреннего латте, захваченного по пути, или свежеиспеченного круассана.

Но инициативы, подобные #Кооперации, помогают закрытым на карантин кафе, магазинам и творческим мастерским не потерять cвязь со своими клиентами. И если во время предыдущих кризисов побеждал сильнейший, то сегодня шанс на выживание есть у тех, кто способен кооперироваться: вчерашние конкуренты делятся информацией друг о друге в своих социальных сетях, онлайн-школы запускают бесплатные курсы для предпринимателей, а крупный бизнес — проекты для поддержки малого предпринимательства.

Урок географии

Время пандемии стало звездным часом агрегаторов ресторанов, а курьеры в зеленых и желтых куртках превратились в главных героев опустевшей Москвы. Список заведений, присоединявшихся к мобильным приложениям для доставки еды, обновлялся чуть ли не ежедневно, вот только небольшие магазины, флористические студии, салоны красоты и барбершопы (многие из которых наладили доставку различной продукции) все еще были отрезаны от потенциальных клиентов. Тог­да начали появляться платформы, консолидиру­ющие самые разные сферы бизнеса.

Одним из первых запустился сайт SupportLocal, идея которого пришла маркетологу, ресторатору и автору Telegram-канала «СысоевFM» Александру Сысоеву. К платформе, позаимствовавшей свое название у международного движения #supportlocal (в Instagram с этим хештегом сделано около 15 млн публикаций), подключены бары, рестораны, отели, спортивные студии, салоны красоты и другие бизнес-единицы Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока и еще более 30 городов. Каждая из них нанесена на карту, и у пользователей сайта есть возможность заказать доставку у заведений из своего района. Кроме того, SupportLocal помогает предпринимателям наладить процесс доставки или выпустить сертификаты на услуги. Всего за две недели работы ресурса на картах SupportLocal.ru появилось около 1400 точек, а страницу посетили почти 60 тыс. человек.

Вслед за SupportLocal в апреле свою интерактивную карту «Мнеблизко» запустила команда «МТС Твой бизнес». «Команда "МТС Твой Бизнес" предлагает цифровые продукты для малого бизнеса: сервис для самостоятельного запуска онлайн-рекламы "МТС Маркетолог", инструмент проверки контрагентов Insider, таск-менеджер Workzen. — говорит руководитель центра продуктов для малого и среднего бизнеса МТС Дарья Ведерникова. — Направленность наших сервисов обуславливает постоянное общение с предпринимателями. Когда все начали переходить на работу в режиме самоизоляции, мы поняли, что многим компаниям будет нелегко продержаться без физического потока покупателей. Так появилась идея создать интерактивную карту "Мнеблизко", которая помогала бы предпринимателям найти клиентов среди жителей соседних районов».

Проект запустили 16 апреля в Москве и Петербурге, и за два месяца на его картах появились более тысячи точек бизнеса из 33 городов России. Новые города «открываются», если проходят модерацию хотя бы пять заявок местного бизнеса. Причем не важно, миллионник ли это или небольшой город: одним из первых в «Мнеблизко» добавили город Иваново, потому что оттуда пришло сразу 15 заявок от кафе, магазинов и цветочных лавок.

Свою заявку отправил и основатель лектория «Правда» из Нижнего Новгорода Эдуард Макаров: «О "Мнеблизко" мы узнали из рекламы в социальных сетях. Нужно признать, что мы были приятно удивлены такой инициативой и отправили ссылки на этот проект другим нижегородским предпринимателям, ведь это дополнительный канал продвижения. Так как мы попали в первую волну ограничений (нашим основным видом деятельности указано дополнительное образование), мы продолжаем активно развивать онлайн-направление и онлайн-рекламу. Когда мы присоединились к "Мнеблизко", нам пришел промокод [на смс-рассылки и баннеры в сервисе для онлайн-продвижения] в ‘’МТС Маркетолог’’, где можно запустить рекламную кампанию. Это было очень кстати».

С отменой карантина и открытием заведений МТС продолжит поддерживать предпринимателей. «Наша цель – создать востребованные и доступные инструменты для малых предпринимателей. Сейчас, когда ограничения снимают по всем регионам, малый бизнес все равно вынужден искать новые пути развития, потому что изменилось все: условия работы, запросы клиентов, их возможности. И мы решили, что пора делиться чем-то большим, чем просто сервисами, например, нашей собственной экспертизой, а еще экспертизой самих предпринимателей. Так, МТС запустила проект "Из офлайна — в онлайн" с кейсами малых предпринимателей, которые успешно переживают кризис и меняют свою бизнеса модель. Из этих историй можно почерпнуть идеи и вдохновение для решения задач собственной компании. Героями проекта стали ‘"Сила Ветра’", Kidsout, Eggsellent, "Собака Гуляка" и другие бренды. В рамках этого проекта, эксперты МТС подготовили довольно подробные гайды: как запустить доставку, создать и продвигать корпоративные страницы в социальных сетях, сделать коллаборацию с крупными компаниями и медиа и другие полезные советы по маркетингу и онлайн-продажам», — рассказала Дарья Ведерникова.

Фото: Света Муллари

Если закрытые кафе и магазины смогли переориентироваться на доставку, то фитнес-клубы оказались в более затруднительном положении. Хотя многие из них и перешли на продажу сертификатов или онлайн-тренировки, но монетизировать последние, увы, не так просто. Солидарность с коллегами в такой ситуации проявил сервис поминутной оплаты занятий в спортивных залах Gymmy, пользователи которого могут посещать множество фитнес-клубов, не покупая абонемент.

«Команда Gymmy осознает, что после окончания карантина рынку нужно время на восстановление и тяжело будет всем. Но мы все в одной лодке, — рассказывает сооснователь сервиса Артур Цыкунов. — Именно поэтому принято решение о комиссии в 0% в первый месяц после окончания карантина для всех ­партнеров: и текущих, и будущих». В обычное время клубам перечисляется 70% суммы, оплаченной пользователем, а 30% сервис берет в качестве комиссии за привлечение и сопровождение клиентов. «Мы понимаем, что это принесет большой минус операционной прибыли, но сейчас такие времена: нужно держаться вместе», — добавляет Цыкунов. С начала карантина к сервису подключились 29 клубов, которые теперь могут рассчитывать на новых клиентов — пользователей Gymmy. Тем более что они все это время копили бонусные баллы: за время самоизоляции пользователи приложения заработали в общей сумме около 2 млн руб., которые можно потратить в любом клубе-партнере. Вот уж действительно взаимовыгодная история для залов, оставшихся без клиентов, и для людей, соскучившихся по любимым тренажерам и групповым занятиям.

Невиртуальная помощь

Для многих предприятий единственной возможностью сохранить связи с потребителем стал уход в онлайн, но он не происходит по щелчку пальцев. Да и у многих кафе банально не было собственного сайта, где можно было бы ознакомиться с меню и сделать заказ. На помощь бизнесу пришло IT-сообщество. Оно не просто делилось с предпринимателями офлайн-мира собственным опытом, но и предложило инструменты для оптимизации процессов. Например, облачный провайдер «Облакотека» запустил инициативу «Я/Мы. Бизнес — живи!», в рамках которой предоставил предприятиям из пострадавших отраслей каникулы на оплату виртуальной инфраструктуры. Провайдер IT-инфраструктуры Selectel открыл бесплатный доступ к виртуальным столам. Сервис для общения с клиентами JivoSite создал проект по поиску работы для операторов онлайн-чатов и служб поддержки во время кризиса, где компании могут предложить вакансии, а кандидаты — разместить резюме. Помощь в поиске людей на удаленную и проектную работу предложил и онлайн-университет Skillbox. А следом, разумеется, открыл бесплатный доступ к образовательным курсам: например, по созданию веб-сайта на платформе Tilda или успешного контента для YouTube.

Владельцам кафе и ресторанов полезно будет заглянуть на страницу «Школы гастрономического бизнеса», где в разделе «База знаний» собраны советы юриста по общению с арендодателем, чек-лист по управлению в кризисной ситуации и памятка о санитарных нормах во время эпидемии. Не остались в стороне даже PR-специалисты. К примеру, бесплатные вебинары «Новые форматы работы с блогерами в режиме карантина» или «Как провести мероприятие онлайн» на онлайн-ресурсе «Малый бизнес Москвы» провело агентство PR Partner. Ну а следить за всеми активностями площадки можно в Telegram-канале @vmeste_mbm

Сообщество неравнодушных

Новый смысл в условиях кризиса обрел краудфандинг. Платформы, задуманные как альтернативный способ привлечения инвестиций в инновационные проекты, также стали площадкой для помощи малому бизнесу. Одновременно свои проекты запустили две крупнейшие краудфандинг-платформы в России: Boomstarter и Planeta.ru.

На Boomstarter появился раздел #ПоддержиБизнес, где можно приобрести сертификат на услуги размещенных компаний или оформить доставку. Платформа же берет на себя помощь предпринимателю в продвижении его компании и даже бухгалтерское сопровождение. А Planeta.ru добавила вкладку «Вмес­те поддержим бизнес», объединившую не только бары и дизайн-проекты, но и социальных предпринимателей. К примеру, на платформе успешно завершилась кампания фонда «Второе дыхание», который дарит новую жизнь ненужной одежде: отправляет ее на благотворительность или продает в своих магазинах. Впрочем, таким социальным проектам помощь нужна всегда, а не только в кризисный момент. Так что, оформив доставку в любимом кафе, зайдите, например, на сайт Русфонда rusfond.ru — там точно найдется полезная и добрая инициатива, созвучная вашим ценностям.

Запасной парашют: бизнесмены — о том, как им удалось пережить пандемию.