Стиль
Впечатления Помогаем помогать: что такое проект #кооперация и зачем он нужен
Стиль
Впечатления Помогаем помогать: что такое проект #кооперация и зачем он нужен
Впечатления

Помогаем помогать: что такое проект #кооперация и зачем он нужен

Актер Никита Еленев в видео проекта #кооперация
Актер Никита Еленев в видео проекта #кооперация
Платформа #кооперация придумана для того, чтобы поддерживать малый бизнес и локальные бренды. Рассказываем, кто и зачем ее запустил и почему, когда речь заходит о помощи, начинать нужно не с кого-то, а с самих себя.

Проект #кооперация придумали студия Lateral Summer, кофейня кооператива «Черный» и креативный консультант Василий Эсманов. Его название — вполне себе призыв к действию, объясняющий, что для того, чтобы мир после карантина хоть сколько-нибудь был похож на тот, который мы знали, всем сейчас нужно объединиться. Маленькие независимые бизнесы давно стали частью нашей повестки, привычной — как нередко мы стали повторять — рутины. Захватить по пути на работу эклеров на углу, чтобы порадовать коллег, застрять на пару часов в крошечном, но битком набитом книжном, выбрать цветы не «как у всех», а будто с собственной дачи. Перечислять можно долго, подобные привычки у каждого свои, но то, что есть они у каждого, — факт. Однако, пока мир сжался до размеров наших квартир, мы остались без любимых мест, а они — без нас. И по мнению создателей платформы, значит это только одно: пришло время кооперации.

Студия Lateral Summer занимается проектами в области VR и интерактивного сторителлинга и не скрывает свою любовь к кофе из кооператива «Черный». Режим самоизоляции ударил по нему так же сильно, как и по другим локальным бизнесам, и тогда появилась идея помочь.

Помогаем помогать: что такое проект #кооперация и зачем он нужен

Антон Уткин,
Lateral Summer

«Я состою в одной телеграм-группе для глав рекламных агентств (не спрашивайте, как я там оказался). Недели две назад админы группы запостили туда американский ролик, довольно топорный и слишком эмоциональный, но там была говорящая голова, доносящая до перепуганного вирусом зрителя мысли. Я уцепился за эту идею, потому что параллельно наши друзья из "Черного" написали, что у них все, мягко говоря, не очень. И мы решили, что надо сделать какой-то ролик, чтобы объяснить всем вокруг очень простую вещь: не надо сидеть на кубышке, надо тратить деньги друг на друга, чтобы экономика продолжала крутиться дальше и чтобы в конце года мы бы не оказались у разбитого корыта. Мы обсудили идею с нашими продюсерами, обсудили с "Черным", позвали Васю Эсманова, который вызвался помочь с концепцией и текстом, и пошло-поехало. Пока мы снимали ролик, "Черному" помогло его сообщество — мы все купили сертификаты, заказали кофе, много людей "подписалось" на их ежемесячную партию кофе, в общем, за день до съемок их директор по маркетингу Нина предложила поменять фрагмент о "Черном": "Нас больше спасать не надо, спасибо сообществу, теперь помогайте другим". Это очень классная ситуация, что наша любимая кофейня, самый настоящий центр притяжения хороших людей на Покровке, собрала вокруг себя крепкое комьюнити, и в трудную минуту комьюнити пришло на помощь и поддержало рублем. Так должно происходить со всем малым бизнесом в России».

Помогаем помогать: что такое проект #кооперация и зачем он нужен

Ната Покровская,
Lateral Summer

«Так сложилось, что во все игровые проекты нашей студии встроена социальная составляющая, будь то дестигматизация ВИЧ-положительных людей в сериале "Все сложно", который мы делали с "Такими Делами", или права человека в нашем новом интерактивном проекте "#КТО_ТЫ". Поэтому снять видео в поддержку показалось какой-то естественной реакцией на происходящее, ведь все эти локальные бизнесы и места, на самом деле, — часть нашей идентичности. Не будет их, не станет части нас самих. И это не история о том, чтобы побежать и сделать такое первыми — наоборот, "запусти цепную реакцию", сними свой ролик, напиши в блог, станцуй тикток в поддержку локального бизнеса, наконец. Нам нужно начать разговор и нормализовать эту тему. И мы действительно надеемся на кооперацию — если проект нужный, вокруг него соберется команда энтузиастов. Наш ролик тоже снят исключительно на энтузиазме участников».

Помогаем помогать: что такое проект #кооперация и зачем он нужен

Василий Эсманов,
Esmanov & Co

«Кооперация значит, что новая экономика — это мы. И чтобы мы могли выбирать из того, что нам нравится, а не из того, что осталось, важно поддержать локальное, маленькое, разнообразное. Ведь в итоге кооперация — это в первую очередь про добрые отношения».

Помогаем помогать: что такое проект #кооперация и зачем он нужен

Артем Темиров,
кооператив «Черный»

«Нам всегда помогало сообщество, с первого дня нашей работы. Когда в 2013 году мы только открылись, часть оборудования нам дали знакомые из кофейной индустрии, даже стойку. А в самый первый тестовый день, 1 мая, когда еще даже названия не было, мы варили кофе на улице и даже электричество у нас было кооперативное — протянули удлинитель из квартиры подруги, которая жила на Покровке. И дальше все годы нашего существования поддержка сообщества всегда была основой нашего развития. Так у нас появился первый кофейный угол в книжном магазине "Циолковский", потом во "Фруктах-овощах" на Artplay и т.д. Почти все, что у нас получалось, стало возможным благодаря поддержке сообщества. Поэтому поддержка, которую мы получаем сейчас, скорее закономерность.

В этой ситуации для нас появилось кое-что новое — мы чувствуем, что у нас есть возможность вместе с нашим сообществом помочь и другим проектам. Раньше, когда мы испытывали некоторые трудности, у других все было как будто нормально. А сейчас трудности у всех. Мы же, хоть нам и тяжело, не чувствуем конца света, наш проект сильно изменится, но выживет. И это чувство есть благодаря бешеной поддержке. Но вместе ней у нас появилось и чувство ответственности и новых возможностей, как будто мы можем помочь и другим проектам пережить этот сложный период.

Сейчас мы пишем в своих соцсетях про то, как справляются с ситуацией кофейни, как можно их поддержать, купив депозит или пачку кофе. Некоторые, как и мы, быстро сделали интернет-магазин, кто-то продолжает варить кофе и доставлять его по району. Мы рассказываем об этом в своих соцсетях, чтобы больше посетителей узнали и поддержали эти кофейни. А еще мы продвигаем спонтанно возникшую коалицию московских обжарщиков. Сейчас четверо московских обжарщиков продаются на полках "ВкусВилл", мы общаемся с другими сетями, чтобы кофе продавался и там, и готовим небольшую общую рекламную кампанию».

На сайте проекта можно узнать, как и кому помочь