Стиль
Жизнь Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима
Стиль
Жизнь Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима
Жизнь

Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима

Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима
Глобальное потепление, подарившее Европе и Северной Америке бесснежную и безморозную зиму, сказывается на работе бизнеса. Рассказываем, кто понес убытки, а кто пока выигрывает от изменения погоды.

Зима против лыжников

Климат в Пиренеях аномально дружелюбный: температура за всю зиму не опускалась ниже 10–12 градусов по Цельсию. Французская метеорологическая служба вынуждена констатировать, что в последний раз столь же теплая погода стояла в регионе около 120 лет назад. В это нелегкое время лыжные курорты, находящиеся на средних высотах, пытаются выживать. Правда, не всегда получается.

На базе Le Mourtis непривычно тепло второй год подряд: рестораны неприятно удивлены отсутствию гостей, как и отели, магазины с оборудованием для лыжного отдыха. Самые ярые любители местности все равно приезжают, но уже не для катаний по склонам, а для пеших прогулок. На высоте 1350 м снега практически нет. Директор курорта Кристоф Эспарсейль недавно принял крайне сложное решение закрыться: никто не может гарантировать, что расходы окупятся и клиенты не пострадают.

Последствия глобального потепления испытывает еще один пиренейский курорт Luchon Superbagnères. Чтобы спасти сезон, руководство лыжной базы провело «экстренную операцию»: в течение двух часов вертолет перевозил 50 т снега с больших высот на средние, где расположены курорты. Стоила эта авантюра, по словам директора совета местного департамента Эрве Пунау, €5–6 тыс. Потраченные финансы курорт надеется возместить за счет лыжников. Инициатива вызвала гнев французских экологов. Защитники окружающей среды заявили, что «мир перевернулся», поскольку бизнес усугубляет ситуацию вместо того, чтобы подстроиться под меняющийся климат. В Luchon Superbagnères поспешили принять критику и пообещали, что больше такого не повторится.

У российских лыжников тоже проблемы: в этом году сезон открылся раньше, в начале ноября, но снежной бури так и не случилось. По словам Руслана Эльдарханова, сотрудника спорткомплекса «Лата Трэк» на западе Москвы, открылась только часть склонов, пропускная способность уменьшилась, как и доход.

Рядом с агонизирующим любительским отдыхом расположился профессиональный спортивный: в прошлом месяце организаторы Чемпионата мира по лыжным гонкам на курорте Нове-Место-на-Мораве в Чехии (600 м над уровнем моря) завозили на трассу дополнительный снег. Международная федерация лыжного спорта требует как минимум 5-километровой трассы, но снега хватало только на 4 км.

Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима

Эксперты полагают, что зимние виды спорта окажутся первыми экономическими потерпевшими в результате климатического кризиса. Потепление во всем мире означает, что снегопады станут более непредсказуемыми, а лыжные сезоны — болезненно короткими.

За Атлантическим океаном проблему бесснежных склонов решили предупредить заранее. Власти штата Юта активно разрабатывают план по сокращению углеродных выбросов ради сохранения природного наследия. Пример заразителен не только для снежных штатов, но и для прибрежных. Например, во Флориде теперь есть главный по вопросам устойчивого развития, которому поручили готовиться к повышению уровня моря.

Ретейл и гастрономия

Российское потепление отпугнуло покупателей от традиционной зимней коллекции. Благодаря опросу MarketMedia удалось выяснить, что ретейлеры пытаются решить проблему продаж пуховиков и теплой обуви скидками. В маркетплейсе Lamoda сообщили, что плюсовая температура этой зимой увеличила спрос на джинсы и бьюти-товары и снизила количество заказов термобелья и утепленной верхней одежды. Ретейлер Wildberries признается, что аномальная зима случилась не на всей территории страны, поэтому продажи теплой одежды стабильно растут — на 40–60%. При этом спрос на резиновые сапоги, зонты и другие вещи, которые более популярны осенью или весной, вырос в целом на 111% с ноября 2019-го по 20 января.

Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима

Европейский ретейл тоже ощущает последствия климатического кризиса. Британский бренд Next мужественно объявил, что аномально теплая погода виновата в разочаровывающих продажах осенне-зимней коллекции одежды. Причем исполнительный директор Next Саймон Вольфсон отверг «политическое расстройство» климата в виде Brexit.

Международный гастрономический сектор смотрит в сторону глобального потепления с настороженностью. Нью-йоркские рестораны пока только выигрывают от потепления, испытывая при этом изумление: аномальные температуры в обычно прохладном городском климате нарушают сезонность выращивания овощей, привычную поколениям рестораторов. С одной стороны, это позволяет кормить гостей трюфельными блюдами и закусками более продолжительное время, а с другой — неизвестно, насколько такие изменения непредсказуемы и как сильно они могут ударить по бизнесу. Пока признаков опасности не видно: только в январе в американском ресторанном бизнесе появилось 24 400 рабочих мест; заняты 12,2 млн человек. Мягкие погодные условия гарантируют ресторанам приток посетителей.

Экономика экологии

По данным NASA, глобальная температура сейчас на 0,98 градуса Цельсия выше, чем в 1951–1980 годы. Недавнее исследование экономистов из Высшей школы менеджмента Калифорнийского университета в Дэвисе предупреждает, что климатический кризис может обернуться невиданным прежде экономическим спадом, потому что финансисты не видят всей глубины проблемы.

«Если рынок не учитывает климатические изменения, экономика рискует прийти к рецессии такого масштаба, с какой мы еще не сталкивались», — уверен Пол Гриффин, автор исследования, которое связывает повышение температуры воздуха в США и Европе летом 2019 года с экономическими последствиями. Они касаются не только нарушений в работе энергетических компаний и изменения логистики в поставках воды и продуктов населению, но и нагрузок на финансовые учреждения в условиях имущественных потерь из-за стихийных бедствий.

Лыжи и шубы: какой бизнес растопила аномально теплая зима

«С изменениями климата модели экономического развития прошлого не могут быть ориентирами для будущего, будь это год, пять или 20 лет», — заключают экономисты.

Пока эксперты заняты публикациями теоретических выкладок в профессиональных журналах, бизнесмены и активисты всех возрастов старательно собирают рассеянное внимание глобального общества и привлекают его к сектору экологических проблем.

Речь не только о школьнице Грете Тунберг из Швеции, которая всего за пару лет прошла путь от одиночных пикетов по пятницам до выступлений на экономических форумах. По примеру Греты, впрочем, на пикеты выходят и другие неравнодушные дети и подростки. В английском Норфолке девятилетняя Амелия Бредбери каждую пятницу стоит за школьными воротами с плакатом «Я бастую за нашу природу», а по выходным помогает местному отделению WWF. На другом конце планеты, в Уганде, 23-летний Мулиндва Мозес протестует в одиночестве по пятницам и субботам, пытаясь спасти джунгли соседней Республики Конго.

К попыткам противостоять климатическому кризису подключаются индустрия моды и крупный бизнес. Chanel инвестирует в финскую Sulapac, компанию-производителя биоразлагаемого материала, который может стать заменой пластика. Дизайнеры выступают за осознанное потребление: появляются бренды вроде Zero Waste Daniel, который производит вещи из текстильных обрезков.

Глава Amazon Джефф Безос, богатейший человек в мире, выделяет $10 млрд на спасение окружающей среды (и немедленно получает обвинение в лицемерии, потому что Amazon работает с газовыми и нефтяными компаниями). Билл Гейтс уже сотрудничает с инвесторами в проекте Breackthrough Energy Coalition, целью которого значится стремление к «миру без углеродного будущего».

На что будет похож этот утопический мир — неизвестно. И вряд ли шаги, которые предпринимает современный бизнес, зеркально и без изменений отразятся в будущем.