Стиль
Жизнь От фанатов Ольги Бузовой до поклонников Джуда Лоу: как устроены фан-сообщества
Стиль
Жизнь От фанатов Ольги Бузовой до поклонников Джуда Лоу: как устроены фан-сообщества
Жизнь

От фанатов Ольги Бузовой до поклонников Джуда Лоу: как устроены фан-сообщества

Как устроены фанатские сообщества в России
Выясняем, как изменилось фанатское движение в эпоху соцсетей, знакомы ли поклонники со своими кумирами лично и что такое «избирательный» фанатизм.

Со времен безумной битломании с ее истеричными фанатскими выходками прошло более полувека. Создается впечатление, что сегодняшние фанаты сидят в интернете и дисциплинированно занимаются отслеживанием кумиров в соцсетях. Разбираемся, так ли это, насколько интернет изменил фанатское движение и стали ли звезды ближе с его появлением.

 

Без ума от Бузовой

В московском кафе Ольги Бузовой есть ощущение заговора. На лицах официантов вместо дежурной улыбки «ваш смузи» блуждает «и вы тоже?». Кажется, идентификация поклонников — развлечение для персонала и для самой публики. Что-то вроде квеста в дополнение к салату. Впрочем, больших способностей, чтобы вычислить фанатов, не нужно. В основном здесь тинейджеры в стразах, по степени ажитации вот-вот готовые к флешмобу. Главная звезда Instagram, если верить социологии соцсетей, имеет огромный пул поклонников и взаимодействует с ними в разных воплощениях: от певицы и автора книг до ресторатора. В соцсетях можно найти десятки фан-сообществ бывшей звезды «Дома-2».

Главный фанат, как он сам себя называет, 15-летний Никита из небольшого города влюбился в Бузову после ее дебютного хита «Мало половин». После изнурительных попыток связаться с ней через личные сообщения и комментарии в Instagram подросток решил обратить на себя внимание другим способом и создал фан-паблик «ВКонтакте». Это стоило ему в какой-то степени авторитета в пацанской тусовке, где принято слушать брутальных рэперов типа Моргенштерна и Фараона.

Фото: Стоян Васев/ТАСС

«Надо мной смеялись, но я надеялся, что так Ольга меня заметит. Однако все оказалось безуспешно», — признается юноша.

«Изменившаяся коммуникация между фанатами и кумирами — большое облегчение для последних, — говорит директор концертного агентства RocketBooking Антон Добрин. — Артистам начала 2000-х постоянно приходилось переживать расписанные стены в подъездах, делегации возле дома и другие посягательства на личное пространство. Соцсети все-таки взяли на себя часть нагрузки».

В сетевых отношениях с поклонниками многие артисты чувствуют себя свободнее и могут позволить себе неформальное общение. Что касается Бузовой, ее взаимодействие с фан-сообществами четко регламентировано. «Ольга иногда проводит с фан-клубами официальные запланированные встречи, но во "ВКонтакте" мы можем связаться только с ее концертным директором», — говорит Анна, еще одна поклонница бывшей звезды «Дома-2».

 

 

Ближний круг

В недельном расписании менеджера Руслана Заугольникова отдельным пунктом стоит встреча фан-клуба Нюши, на которой поклонники певицы собираются записать ей видеопоздравление. Сейчас она в Майами в ожидании скорых родов.

Руслан — давний поклонник Нюши. Он не имеет никакого отношения к музыкальной индустрии, однако своей внешностью вполне сойдет за ведущего «Муз-ТВ» или выпускника шоу «Голос».

Директором официального фан-клуба Нюши Руслан стал недавно, хотя состоит в нем уже несколько лет. Как правило, поп-исполнители, имеющие в соцсетях официальные фан-группы, стараются не допустить расхождений с выверенным медийным образом. «Администратор нашего паблика "ВКонтакте" держит связь с Нюшей напрямую, согласовывает с ней размещение фото и некоторой информации», — объясняет Руслан.

Фото: instagram.com/nyusha_nyusha

По его словам, это работа для души, никаких денег за нее не платят, зато есть возможность встречаться с любимым артистом и постоянно получать от него обратную связь. Офлайн-«работа» фанатского актива, который состоит примерно из 30 человек, заключается в сопровождении певицы на премиях, концертах, ТВ-передачах. У фан-сообщества даже есть свой флаг и атрибутика, а Нюша всегда готова поделиться со своими людьми пригласительными и билетами. Их активность скорее напоминает деятельность помощников, чем рвущих на себе волосы фанатов. «Ближний круг» пользуется авторитетом в фанатской среде и завален постоянными просьбами вроде дать личный телефон певицы или передать ей какую-нибудь информацию.

 

 

Old School

Фан-паблики кумиров, ставших классикой, вроде Майкла Джексона или «Наутилуса» обычно самые многочисленные и насчитывают сотни тысяч подписчиков. Среди участников подобных сообществ не только рядовые меломаны, но и по-прежнему экстатирующие фанаты, для которых «олдскул-герои» — герои современности.

Ивент-менеджер медиасети Yoola Юлия Харькова, давняя поклонница русского рока и группы «Агата Кристи», работает с блогерами, хотя эстетически ей ближе «свое время» — начало 2000-х. По ее словам, тогда все было искреннее и проще. Юлия ведет инстаграм-аккаунт, посвященный русскому андеграунду, изучает литературу на эту тему и не говорит о своих кумирах в прошедшем времени.

Концерт группы The Matrixx
Концерт группы The Matrixx

Иногда определить, какой у фаната любимый музыкант, легко можно с первого взгляда. Поклонник «Сплина» Кирилл Семенов ходит на работу в толстовке с принтом кумиров, любит старомодные квартирники и большую часть времени пребывает в состоянии легкой ипохондрии.

Администраторами сообществ со стажем становятся фанаты, аутентичные герою и обладающие безупречной эрудицией касательно его жизни и творчества. Причем предположение, что за это они могут получать деньги, вызывает у них возмущение, — им и в голову не приходит «монетизировать свою любовь».

В пуле давних поклонников артистов обычно существует негласное распределение обязанностей. Например, фанатка «Агаты Кристи» Мария Свержевская больше десяти лет занимается организацией концертных флешмобов, мало изменившихся со времен первых звезд MTV. «Самой масштабной была фан-акция на ностальгическом концерте группы в "Олимпийском" в 2015 году. Тогда в ней приняли участие две тысячи человек», — с теплотой вспоминает Мария.

 

 

Доступ к телу

Несмотря на то что проявления фанатизма отчасти взяли на себя соцсети, возможность оказаться в непосредственной близости или дотронуться до своего героя по-прежнему занимает важное место в иерархии фанатских радостей.

Поклонник Монеточки, бледный начитанный хипстер, связан со своим кумиром форматом своеобразного интеллектуального диалога и камерных клубных концертов. Тем не менее в группе певицы можно прочитать десятки трепетных постов, описывающих встречу с Монеточкой вживую.

«Ничто не сравнится с эмоциями от личного общения, когда милая девочка с синтезатором оказывается такой и в жизни, — признается студент философского факультета толкиенист Станислав Дурнев, знаменитый в фан-среде поклонник певицы. От рядовых фанатских проявлений вроде встреч на перроне с цветами и подарками Станислав быстро перешел к подвигам. Пытаясь понять нежные чувства певицы к родному Екатеринбургу, он решил «рассмотреть город поближе», поступив учиться в местный университет. Своим рыцарством юноша заслужил признание самой Монеточки, назвавшей его преданнейшим из фанатов.

Концерт Монеточки
Концерт Монеточки

Катя Клэп все время на связи с подписчиками и отвечает на их вопросы в рубрике #КатяОтветит. Она держит в курсе, какие йогурты ест на завтрак, что лежит у нее в сумочке и с каким настроением она проснулась. Но подростки все равно разыскивают ее телефон, чтобы узнать «еще что-то более личное», чем то, что готова демонстрировать «лайфстайл-блогер». Школьница Настя признается, что хотела бы просто поболтать с Катей, как с подругой, и спросить, сколько у нее было парней и чего ей стоили расставания, но стесняется спросить об этом публично.

Интернет и соцсети сформировали новых героев, но мало трансформировали чувства поклонников, оставшись в данном случае лишь средством коммуникации.

Хотя люди с фанатским бэкграундом смотрят на младшее поколение с некоторым высокомерием: «Недавно шла по переходу метро в родном Новосибирске и на стене, которая раньше была закрыта ларьками, увидела фанатские записи 90-х годов. Сегодня же все сидят в тепле и строчат комментарии, исчезла какая-то романтика», — грустит Мария Свержевская.

Как правило, в молодежной фанатской среде единства меньше, чем у «старичков». Фан-пабликов условного Oxxxymiron, которые создают поклонники, руководствуясь собственным восприятием кумира, можно насчитать десятки. Тогда как паблики культовых Pink Floyd или ABBA давно прошли естественный отбор, превратившись в несколько больших сообществ.

 

 

Культура постера

Фанатский стаж медработника Светланы Зининой больше десяти лет. В британского актера Джуда Лоу она влюбилась не с первого взгляда, даже не поняв сначала, что в «Гаттаке» и «Талантливом мистере Рипли» играет один и тот же человек. Все закрутилось после того, как ей случайно попался диск с подборкой фильмов с участием Лоу. С 2007 года Светлана координирует фан-страницу актера, отмечая, что работа над группой командная и помимо нее над образом Лоу трудятся еще несколько человек — целая сеть админов из разных городов.

Фото: vk.com/hey_jude_law

«Каждая премьера прибавляет новых поклонников. Например, после выхода "Шерлока Холмса" аудитория группы увеличилась в пять раз, — вспоминает она. — Сейчас ждем наплыва после премьер "Фантастических тварей: Преступления Грин-де-Вальда" и "Капитана Марвела"».

Светлана мониторит англоязычные ресурсы, следит за твиттером и новостными сайтами и ищет труднодоступную инсайдерскую информацию. Фанатские амбиции заставляют постоянно сокращать дистанцию между собой и кумиром.

«Сегодня многие покупают билет до Лондона, чтобы увидеть Джуда вживую», — говорит Светлана.

Фото: vk.com/hey_jude_law

Но ни избыток информации, ни личное впечатление не развеивают, а только укрепляют плакатный образ героя, сводя фанатскую картину мира все к той же культуре постера. В этом смысле восприятие Ален Делона влюбленной в него советской женщиной ничем не отличается от чувств продвинутой пользовательницы соцсетей.

 

 

Корейский идол

Преподаватель Елена Александрова из Омска вот уже пять лет неотрывно следит за жизнью южнокорейского «айдола» Ким Хён Чжуна. По-свойски называет его Еничкой, поздравляя с днем рождения и виртуально провожая в армию, как собственного сына. Ученикам и собственной семье она отводит времени не меньше, чем своему кумиру, уточняет Елена.

Айдолы, или айдоры (по-русски «идол»), — это юные медиаперсоны в Японии и Южной Корее, которые одновременно выступают моделями, актерами и музыкальными исполнителями. Их существование в публичном пространстве напоминает реалити-шоу, а имидж и внешность предполагают сочетание чувственности и инфантильности. Айдолы находятся под пристальным вниманием своих поклонников, словно ожившие тамагочи, и порождают эксцентричные фанатские движения.

Ким Хён Чжун
Ким Хён Чжун

В Россию экзотические герои из Азии пришли с появлением интернета и соцсетей. Но и сейчас южнокорейскую видеопродукцию можно найти на YouTube в лучшем случае с русскими титрами и чаще всего без дубляжа. Тем не менее паблики Ким Хён Чжуна и других айдолов «ВКонтакте» насчитывают десятки тысяч подписчиков, среди которых есть и переводчики с корейского, и самые обычные домохозяйки. К рождественским праздникам в Южную Корею исправно отправляются коробки писем, а иногда и конфет из России — привет восточным идолам от русских тетушек.

Увлечение подобной культурой — пример эры избирательного фанатизма, когда, несмотря на существование насыщенной мейнстрим-повестки, своего кумира можно найти и на стороне.

 

 

«ВКонтакте» vs Instagram

Основной платформой фан-сообществ в интернете, несмотря на появление Instagram, Telegram и других мессенджеров, по-прежнему остается социальная сеть «ВКонтакте». Скорее всего, не в силу консерватизма фанатских сообществ, а исключительно из-за удобства обмена информацией — видео- и аудиофайлами. В Instagram аккаунты, позиционируемые как фанатские, тоже есть, ведут их обычно те же люди, что и страницы Vk, но формат и аудитория там другие.

«"ВКонтакте" используется для внутреннего общения поклонников, а Instagram—развлекательная площадка для тех, кому хоть как-то интересно творчество артиста, и публика там привередливее», — говорит PR-менеджер Нюши Диана Гурбанская.

Но главной особенностью фан-групп является то, что находиться на такой странице можно без особого эмоционального напряжения — в подобных открытых сообществах крайне редко встречаются кибербуллинг или агрессия. «Негативные отзывы нам присылают, но довольно редко, — подтверждает модератор группы Кати Клэп Павел Снопков. — Для выражения негатива есть другие площадки, фанатские сообщества создаются не для подобных целей».

Среди своих персонаж даже с сомнительной репутацией все равно будет героем номер один.