Стиль
Впечатления Как русская классика становится темой диджитал-проектов
Стиль
Впечатления Как русская классика становится темой диджитал-проектов
Впечатления

Как русская классика становится темой диджитал-проектов

Фото: Екатерина Агеева / пресс-служба ВТБ
Интерактивная карта жизни Льва Толстого и фильм о финансовой грамотности Ильи Обломова: рассказываем о последних ярких цифровых проектах, посвященных русской классике

Значение печатного слова в русской культуре трудно переоценить. Советский Союз считал себя «самой читающей страной в мире», и советский же поэт Евгений Евтушенко писал, что «поэт в России — больше, чем поэт», утверждая тем самым особый статус литературного творчества в стране.

Литература и, в частности, литературный канон стали для России эдаким культурным фундаментом, на котором покоятся наши представления о добре, зле, любви и том, например, кто есть «воспитанный человек», — «не тот, кто не прольет соус на скатерть, а тот, кто не заметит этого», отчеканим мы вслед за Чеховым.

И потому неудивительно, что в прошлом веке русская классическая литература так часто становилась материалом для киноэкранизаций, спектаклей и других форматов творчества. Сегодня, когда современные технологии кратно увеличили число различных медиа, стали появляться и видеоигры, вдохновленные классическими сюжетами, и графические новеллы, и просветительские проекты, использующие «цифру» для разговора о литературной классике. О последних и пойдет речь.

«Слово Толстого»

В 2028 году исполнится 200 лет со дня рождения Льва Толстого, самой большой «глыбы» и «матерого человечища» русской литературы. Под такую круглую дату закономерно и началась подготовка самых разных проектов, связанных с именем писателя. Один из них — сайт «Слово Толстого», цифровой путеводитель по жизни и творчеству автора, подготовленный группой Tolstoy Digital и научно-образовательным союзом «Родное слово» на основе 90-томного собрания сочинений.

Во главе всего здесь стоит раздел поиска, позволяющий отсортировать произведения писателя по жанру, объему, дате публикации, языку и так далее, — и на основе выборки найти интересующую информацию. В один клик можно узнать о, скажем, всех упоминаниях Ницше или Руссо в дневниках Толстого, найти записи, посвященные исключительно отношениям с женой, или пассажи о религии или женском вопросе.

Кроме того, в графе поиска доступна функция «О Толстом» — со свидетельствами современников и работами филологов, посвященными писателю.

С недавних пор на сайте появился еще один раздел — интерактивная «Хроника жизни» Толстого, где в трех форматах (календарь, таймлайн, картинки) прописана биография писателя. Причем каждый хорош для своей цели: если читателя интересует беглое знакомство с Толстым, то пожалуйста, — «Жизнь в картинках», где тезисно представлены основные события его жизни. Если хочется покопаться в удобно структурированных записях писателя, подойдет «Календарь», где можно проследить каждый день из жизни героя, сверяясь с его дневником.

Обломов в современной Москве

Последнее время особое внимание русской классике уделяет ВТБ: за год банк выпустил с десяток роликов, вдохновленных литературными сюжетами Пушкина, Толстого, Булгакова и других писателей. Все эти истории скрепляет общая идея: представить, как могла бы измениться жизнь знакомых всем героев, если бы современные реалии (в том числе банковские услуги) перенести в их времена.

В начале мая свет увидела новая короткометражка — по мотивам романа «Обломов» Ивана Гончарова. В ней сперва воспроизводятся каноничные неудачи главного героя, продиктованные его злейшим врагом, «обломовщиной»: у него отбирают фамильное имение, невеста уходит к другому. Но тут появляется представитель банка, готовый помочь Обломову и показать, как изменилась бы его история, имей Илья Ильич доступ к современным бизнес-сервисам.

Спойлер: все закончилось бы не так скоро и не так грустно.

«Обломова», как и прошлые ролики в серии, срежиссировал Клим Шипенко, известный самыми кассовыми художественными фильмами России. Главные роли исполнили актеры «Мастерской Петра Фоменко» и МХТ им. Чехова: Дмитрий Рудков, Серафима Огарева, Александр Семчев и Илья Любимов.

«История русской поэзии»

Каждый школьник, сдававший ЕГЭ по литературе в последние годы, или студент-филолог наверняка читал хотя бы одну статью на сайте «Полка» — просветительском проекте, рассказывающем о «главных произведениях русской литературы» в формате «вопрос — ответ».

Недавно команда «Полки», закончившая с прозаическим корпусом текстов, начала новую главу в истории проекта. На сайте появился раздел «История русской поэзии» — обстоятельное и последовательное исследование нашей поэтической традиции: от древнерусских песен до литературных экспериментов 2000-х годов.

Ориентируясь по тематическому таймлайну, можно выбрать как конкретную тему, так и пойти с самого начала. Статьи филологов проекта (Валерия Шубинского, Алины Бодровой, Александра Долинина, Льва Оборина, Дины Магомедовой) все вместе помогают собрать цельное представление о русской поэзии. Проект, разумеется, не может заменить полноценного университетского курса, но в качестве введения в тему или освежения в памяти главных имен подходит идеально.

Новые курсы на Arzamas

Просветительский проект Arzamas за последние годы сделал почти невозможное — снова возвел гуманитарное знание в ранг модных занятий, цифровизируя и демократизируя его. Так что и лекции лучших специалистов здесь находят огромную аудиторию, а русская литература в библиотеке Arzamas занимает чуть ли не центральное место.

Зимой проект представил два новых лекционных курса, посвященных, возможно, двум самым известным русским писателям (по крайней мере за рубежом): Федору Достоевскому и Льву Толстому.

Первый курс называется «Достоевский и женщины» — филолог Анастасия Першкина рассказывает о сложных отношениях писателя с женским полом, причем речь здесь идет прежде всего не о биографии, а о художественных женских образах и политических взглядах писателя. Например, из курса можно узнать, как писатель относился к феминизму и женскому вопросу XIX века, чем женские характеры в его романах принципиально отличаются от мужских и каковы были их прототипы в реальной жизни.

Второй курс — «Рука Бога. Эпифании в «Войне и мире» за авторством филолога Андрея Зорина. Здесь один из самых известных специалистов по культуре XIX века и, в частности, творчеству Толстого предлагает взглянуть на знаменитый роман-эпопею как на последовательность так называемых эпифаний — проявлений Бога в судьбах героев. Князь Андрей, например, ощущает это присутствие высших сил, находясь на войне, а Наташа и Пьер — когда осознают взаимные любовные чувства. Четыре лекции дарят читателю новую оптику для изучения великого романа, которую уже после можно дополнить чтением последней книги Зорина о Льве Толстом.

Интерес к русской классике растет — и это видно и на примере других образовательных сервисов. Например, недавно платформа LevelOne добавила новый базовый курс, посвященный главным героям русской литературы. Здесь лекторы предлагают взглянуть на историю нашего словесного канона через призму его основных персонажей: Чацкого, Раскольникова, Карениной и других, и, проанализировав их характеры, сделать выводы и о нас самих.

Это лишь небольшая часть проектов, что появились в Рунете за последнее время. Мир русской литературы все чаще встречается с цифровыми форматами, и иной раз такое сочетание дарит нам проекты, которые сами впоследствии становятся классикой Рунета. 

Авторы
Теги