Академическая музыка: кто ее сочиняет и исполняет и почему это модно

Слева: концерт «Энох Арден» в доме культуры «ГЭС-2». Справа: концерт Sound Up
Еще недавно академическая музыка в России ассоциировалась почти исключительно с чем-то элитарным, сложным, требующим подготовки и дисциплины. Сегодня же треки молодых звезд нового «академа», или «академии», можно найти отнюдь не только в плейлистах завсегдатаев филармонии, а концерты таких музыкантов, собирающие самую пеструю публику, порой проходят на незаурядных площадках вроде подземного паркинга или превращенного в музей современного искусства комплекса бывшей гидроэлектростанции.
Лица новой «академии»
Безусловно, главным катализатором интереса российского слушателя к современной академической музыке были и остаются яркие музыканты и композиторы этого жанра, превращающие каждое свое появление на сцене в событие.
Одной из первых суперзвезд новой академической сцены можно по праву считать Теодора Курентзиса. Основавший оркестр musicAeterna в 2004 году дирижер уже к концу десятилетия превратил свое детище в культовую формацию, музыканты которой исполняли Малера и Бетховена с панковской яростью, а Шнитке — с минималистской точностью. С назначением Курентзиса в 2011-м художественным руководителем Пермского театра оперы и балета и переездом musicAeterna в город на Каме проходивший там прежде в формате биеннале Дягилевский фестиваль стал ежегодным и в продолжение 2010-х трансформировался в один из самых заметных международных культурных смотров, ездить на который в конце июня — начале июля стало правилом хорошего тона далеко не только для любителей классики. В 2019-м musicAeterna переехал в петербургский Дом радио уже как независимая культурная институция, и Курентзис сосредоточился на развитии экспериментальных проектов на этой площадке.

Теодор Курентзис и оркестр musicAeterna
Среди исполнителей выделяются такие харизматичные пианисты, как Полина Осетинская и Антон Батагов, а также солисты Московского ансамбля современной музыки, OpensoundOrchestra, оркестр Prometheus, вокальные ансамбли N'Caged и Intrada, скрипач Даниил Коган и его творческое объединение «Притяжение». Список музыкантов-виртуозов и визионеров, способных превратить академический концерт в эмоциональное шоу, можно продолжать.
Свои звезды в «новой академии» за минувшие десятилетия появились и среди композиторов: Марина Полеухина, Александр Чернышков, Владимир Горлинский, Игорь Яковенко, Владимир Раннев, Дмитрий Курляндский, Олег Крохалев, Марк Булошников, Риад Маммадов, Настасья Хрущева, Елена Рыкова, — каждый из них развивает собственные идеи, увлекая в свои музыкальные миры все новых слушателей.
Не только филармония
Где же все это можно услышать? Если раньше местом обитания академической музыки практически повсеместно были консерватории и филармонии, то сегодня она звучит в доме культуры «ГЭС-2» и «Электротеатре Станиславский», в ДК «Рассвет» и Мультимедиа Арт Музее в Москве (МАММ). Эти и другие независимые площадки стерли границу между академическим и современным искусством.


В частности, ДК «Рассвет», открывшийся в одном из пространств одноименного кластера бывших конструкторских бюро в Столярном переулке в 2021 году, стал едва ли не главной и лучшей с точки зрения разнообразия и сбалансированности программы площадкой в Москве, где можно послушать современную академическую музыку и классику. Пожалуй, для слушателя сегодня нет более демократичного входа в мир новой «академии», чем покупка абонемента на события в «Рассвете».
Звуковые инсталляции, перформансы, коллаборации с диджеями в нетривиальных декорациях стали новой нормой для академического саунда. Более того, новая академическая музыка все чаще звучит в пространствах, которые, казалось бы, не предназначены для проведения концертов вовсе. Так, в рамках фестиваля неординарных музыкальных событий Sound Up (герой проекта «РБК Визионеры»), в этом году отмечающего первый юбилей, музыка таких современных композиторов, как Стив Райх, Филип Гласс, Габриэль Прокофьев, Симеон тен Хольт, Дэвид Лэнг, Мередит Монк, Йохан Йоханнссон, Мика Леви, Джонни Гринвуд, Павел Карманов, Кэролайн Шоу, Джон Лютер Адамс, Владимир Мартынов и многих других, звучала на подземном паркинге и в монорельсовом депо, в бывшем водном коллекторе и в читальном зале Ленинки.





Серые кардиналы сцены
Однако несправедливо было бы полагать, что проекты вроде Sound Up лишь помещают современную музыку в необычный контекст, проводя сайт-специфик-перформансы. Первоочередной задачей фестиваля команда Sound Up считает знакомство российской публики с наиболее значительными композиторами современности и их произведениями. Многие вещи, прозвучавшие на различных событиях за минувшие десять лет, исполнялись в России впервые. Как, например, пьеса американского композитора и сооснователя культового фестиваля современной музыки Bang on a Can Майкла Гордона Eight, которая станет основой перформанса sound sculpture, открывающего юбилейный сезон Sound Up 21 марта в центре Artplay Media. Партитура прозвучит в интерпретации виолончельного октета и в сопровождении медиаполотна с обзором 360° от визионеров в области цифрового искусства, дуэта Кристины Карпышевой и Александра Лециуса 404.zero. Через подобные события Sound Up не просто открывают слушателю композиторов и исполнителей, которые работают в пространстве новой академической музыки, электроники и авангарда, но и транслируют свою философию, согласно которой современная музыка неизбежно становится важнейшей частью культурного ландшафта.
Такие продюсерские проекты, как Sound Up и musicAeterna, с их новаторским кураторским подходом, работают на популярность и привлекательность новой «академии» у массового слушателя, для которого первая встреча с этой музыкой вживую становится незабываемым и во многом эксклюзивным опытом.
Вовлечение публики поддерживают и другие игроки музыкального рынка, такие как культовый лейбл FANCYMUSIC, в каталоге которого собраны релизы ведущих отечественных композиторов Антона Батагова, Владимира Мартынова, Вячеслава Гайворонского, Александры Филоненко, Игоря Яковенко, Настасьи Хрущевой, Дарьи Звездиной и других. FANCYMUSIC уже более десяти лет издает самую интересную и передовую российскую современную академическую и джазовую музыку и шутливо (насколько в каждой шутке есть доля правды) и с любовью зовется многими в музыкальных кругах «нашим ECM» (Edition of Contemporary Music — независимый немецкий лейбл, основанный в 1969 году и специализирующийся на современной джазовой и академической музыке; среди самых заметных артистов ECM — Чик Кориа, Ян Гарбарек, Гэри Бертон, Арво Пярт, Лестер Боуи, Мередит Монк и Кит Джарретт).


Другой ключевой лейбл, привлекающий внимание аудитории к новой «академии», — фирма «Мелодия», в 2024 году отметившая 60-летний юбилей. Современная музыка появляется в каталоге «Мелодии» в последние годы как в формате номерных релизов (например, диджитал-серия «Звуковой обзор»), так и специальных авторских проектов («Океан Сансара» Антона Батагова или «Променад» Игоря Яковенко).


Медиаоркестр
Конечно, как сами музыканты и композиторы, так и независимые площадки, фестивали и лейблы неимоверно драйвят интерес российской аудитории к новой академической музыке, но свой вклад в ее популяризацию делают и медиа, а также независимые культурные просветители — журналисты, блогеры, музыковеды и лекторы, заметно демократизирующие разговор о современной музыке, а порой и своим примером показывающие, что порог входа в этот мир не так уж и велик даже по сравнению с популярными жанрами. Курсы Петра Айду для Arzamas, кураторские проекты музыковеда Ярослава Тимофеева в Московской филармонии и цикл лекций Элины Андриановой «Что стало с музыкой в ХХ веке» на Новой сцене Александринского театра — лишь несколько проектов, которые можно привести как пример.
В последние годы знакомству слушателя с новой «академией» не менее активно способствуют и авторские телеграм-каналы. Одни журналисты, такие как автор канала «Культурные люди» и на протяжении многих лет руководитель «Радио «Культура» Ксения Ламшина, или музыкальный критик и автор книги «Фермата. Разговоры с композиторами» Алексей Мунипов, здесь пишут почти или исключительно об академической сцене; другие, как музыкальный и культурный обозреватель Олег Соболев или автор этого материала, — о музыке самых разных жанров и направлений, в том числе о новой «академии». Рассказывая, почему слушать Шнитке так же естественно, как Кендрика Ламара или Леди Гага, и, больше того, что у Леди Гага и классики гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд, популяризаторы устраняют для слушателя искусственный снобистский барьер, мол, «академ — это сложно». Нет, академ — это модно и круто.

Концерт «Энох Арден» в доме культуры «ГЭС-2»
За последние десять лет академическая музыка в России проделала огромный путь: она вышла за пределы привычных площадок и пришла в пространства, которые раньше принимали исключительно инди- и электронных артистов, она интегрируется в городскую культуру и сама делает первые шаги навстречу слушателю, а не ждет его. Наконец, академическая музыка перестала быть синонимом элитарности. Сегодня на фортепианные концерты и перформансы струнных октетов ходят не только завсегдатаи филармоний, но и люди, в плейлистах которых часто встречаются группы Radiohead или Moderat. И в этом — главное достижение новой сцены.