Стиль
Впечатления Рыцари и современное искусство: культурная афиша марта
Стиль
Впечатления Рыцари и современное искусство: культурная афиша марта
Впечатления

Рыцари и современное искусство: культурная афиша марта

Группа «Коллективные действия». Лозунг-1977. 1977 (печать — 2022). Цифровая печать. Коллекция Антона Козлова
Группа «Коллективные действия». Лозунг-1977. 1977 (печать — 2022). Цифровая печать. Коллекция Антона Козлова
Шеф-редактор «РБК Стиль» Анастасия Каменская — о театральных, галерейных и музыкальных событиях первого месяца весны

Масленица в Никола-Ленивце

1 марта
Никола-Ленивец

Каждый год в Никола-Ленивце неизменно происходят чудеса, соединяющие современное искусство с масленичной традицией яркого огня. На этот раз праздник посвящен легенде о странствующем рыцаре, разумеется, романтике, находящемся в поиске своей прекрасной дамы. Как водится, ему предстоит столкнуться с препятствиями, которыми, по замыслу куратора Ивана Полисского, станут проросшие на земле огромные «мельницы» авторства Николая Полисского. Впрочем, победить рыцаря им не удастся, и пламя — такое же высокое, как сами башни, — окутает именно их.

Фото: nikolalenivets / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

«Расположение картин зависит от вкуса». Современное искусство из коллекции Антона Козлова

5 марта — 30 марта
Мультимедиа Арт Музей, Москва

Коллекционер и автор просветительского видеопроекта «Пока все дома у Антона» Антон Козлов продолжает показывать искусство из своей коллекции не только на экране, но и в жизни. Вслед за выставкой в екатеринбургском «Ельцин-центре» грядет большая экспозиция в Мультимедиа Арт Музее, Москва. И вновь — с нетривиальным названием, на этот раз почерпнутым из триптиха художника Сергея Волкова. Сплетения, параллели, преодоления советского и российского современного искусства от 50-х годов до наших дней соединяют в одном пространстве произведения Ильи Кабакова, Юрия Злотникова, Михаила Рогинского с героями сегодняшнего дня, среди которых, к примеру, Алина Глазун или Петр Кирюша.

Какой получилась первая выставка из коллекции Антона Козлова в Ельцин-центре

«Дон Кихот»

31 марта
Театр Наций

И вновь на первый план выходит благородный рыцарь, которым мнит себя Дон Кихот из романа Сервантеса. Однако в спектакле Антона Федорова появляются новые грани размышлений о доброте и окружающей ее реальности, и так ли уж прав в своих мыслях Дон Кихот в исполнении Тимофея Трибунцева — вопрос, ответ на который ищет сцена. В пьесе Федорова он далеко не только лишь миролюбивый романтик. Странствия по страницам романа сменяются странствием по сценическому миру, где, как водится, все не так, как кажется на первый взгляд.

«Роман «Дон Кихот» прочно ассоциируется с безрассудным движением к добру, которое каждый раз жестко наказывается существующей суровой реальностью. Одно выходит за рамки нормы, другое, как кажется, удерживается в них. Насколько такая конструкция жизнеспособна сейчас? Что есть норма? Так ли безобидно это движение к добру и так ли сурова и страшна эта «объективная» реальность?» — режиссер спектакля «Дон Кихот» Антон Федоров

Фото: Ира Полярная / Пресс-служба Театра Наций

«Musica Sacra Nova. Назад к авангарду вперед»

1 марта
Концертный зал имени П.И. Чайковского

Московская филармония и фонд Николая Каретникова продолжают концертный цикл, посвященный размышлениям советских и современных композиторов о сакральной музыке. Третий абонемент Musica Sacra Nova имеет заголовок «Назад к авангарду вперед» и знаменует обращение к авангардистским композиторским поискам и находкам. На первом концерте цикла будут исполнены «Реквием. Территория печали» Алексея Сысоева, «Гимн II» Николая Корндорфа и Симфония № 22 Алемдара Караманова.

Вокальный ансамбль Intrada
Вокальный ансамбль Intrada

«Фигура умолчания»

15 марта — 13 апреля
Московский музей современного искусства

Люси Соловьева работает под псевдонимом LU и пишет женские портреты, в которых современное сплетается с вневременным, а присутствие — с отстраненностью. Загадочность героинь стала отправной точкой для персональной выставки художницы в Московском музее современного искусства. В нескольких сериях (одна была создана специально для экспозиции) LU размышляет о фигуре умолчания — постоянной героине мира культуры в самых разных ее проявлениях и соединяет живописное с философским.

«Жалоб нет»

28 февраля — 8 июня
Тульский историко-архитектурный музей (Дом Крафта, Тула)

Большой исследовательский проект художника Артема Филатова, который по приглашению Тульского историко-архитектурного музея провел целый год в резиденции, изучая областную психиатрическую больницу в Петелино, беседуя с врачами и осмысляя тему психического здоровья на языке современного искусства. Как итог — экспозиция в Доме Крафта, погружающая в проблематику сполна. Соавтором проекта выступил врач-психиатр Иван Ильин, так что в пространстве рациональное и эмоциональное соединяются в неожиданных и очень точных, найденных во время исследования формах.

Артем Филатов, «Жалоб нет», 2025

Артем Филатов, «Жалоб нет», 2025

«Папа умер в субботу»

В прокате с 20 марта

Полнометражный художественный дебют режиссера-документалиста и сценариста Заки Абдрахмановой полнится юмором и иронией, несмотря на сложную тему: у Айко, художницы по гриму, поводов вернуться из Москвы в родное село в Казахстане не было давно, как и желания, но смерть отца побуждает ее купить билет — не столько даже в Казахстан, сколько в свое прошлое, до того спрятанное под слоями привычной московской жизни. Очень взрослое по форме и мысли кино, ничуть не растерявшее задора и обещающее зрителю настоящее чувство сопричастности, получило награду на фестивале «Маяк» за лучший дебют, а теперь готовится к прокату.

Кадр из фильма «Папа умер в субботу»
Кадр из фильма «Папа умер в субботу»

«Маяк»: От Марка Эйдельштейна в Америке до Юры Борисова в Якутии

«Кармен в моей голове»

28, 29, 30 марта
«Новая опера»

Композитор и пианистка Настасья Хрущева написала музыку к постановке хореографа Татьяны Багановой, в которой — как понятно уже по названию — нет классического взгляда на Кармен, но есть образ, яркий и давно ставший символом. Как этот символ меняется, в чем проявляется, исследует спектакль, сценографом в котором выступает Лариса Ломакина, а художником по костюмам — Галя Солодовникова. Такой творческий союз обещает отсутствие тривиальных взглядов на тему и большие впечатления от музыки, хореографии и всех визуальных составляющих постановки.

Репетиция спектакля «Кармен в моей голове»
Репетиция спектакля «Кармен в моей голове»

Книжная ярмарка Rassvet book fair

8–9 марта
ДК «Рассвет»

За книгами — в ДК «Рассвет». Уже московская традиция, которая обещает, как и всегда, десятки стендов больших и камерных издательств, новинки и редкие издания, а вместе с этим и возможность обсудить их с издателями. Все лучшее, что может предложить рынок книгоиздания, в одно время и в одном месте, обычно полнящемся звуками музыки.

Фото: ДК «Рассвет»

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»