Стиль
Впечатления Грандиозные каньоны и озеро Каинды: что манит путешественников в Казахстан
Впечатления

Грандиозные каньоны и озеро Каинды: что манит путешественников в Казахстан

Фото: Анастасия Бондарович
Природа Казахстана поражает масштабом и разнообразием. Одна поездка вместит и величие каньонов, и романтику горных озер — в этом убедилась Анастасия Бондарович. Теперь вы знаете, что пропустить эти места — значит не побывать в Казахстане

Если вы по-настоящему любите путешествия и природу, то согласитесь со мной, что неинтересных стран не бывает ― бывает плохой страновой пиар. Казахстан в моих маршрутах уступал место более известным локациям вроде Италии, Таиланда и Турции, пока не пришло его время.

В этом году, когда я наконец спланировала путешествие, в комплект со мной уже шла моя собака ― померанский шпиц Мишка. Главные природные достопримечательности мы посетили за один день ― в местных поселениях не нашлось ни одного приличного жилья, где приняли бы маленькую собаку в номере, а не на привязи во дворе и без космических доплат.

Друзья помогли найти надежного водителя, и мы вместе отправились в экспресс-автопутешествие по лучшим местам около Алма-Аты. Нашей первой остановкой был Черный каньон.

Черный каньон

В месте, где река Чарын пробила себе дорогу сквозь камни и скалы, появился Черный каньон. Его стены контрастируют с бирюзовым цветом горного потока.

Цвет скальных пород — не единственное объяснение названию. Много столетий назад здесь проходили кочевые племена, и по ночам скалы делали каньон невидимым. Порой люди падали вниз, потому что не замечали расщелину. По мнению местных жителей, в каньоне живут духи.

В окрестностях есть и другие ущелья — Бестамак с разноцветными скалами, Темирлик, — но за один день все не успеть. Мы быстро познакомились с каньоном и поспешили дальше.

Озеро Каинды

Озеро Каинды ― одно из самых волшебных в Казахстане. Прямо в нем растут (или уже не растут?) деревья, затопленные водой…

Каинды считается молодым озером, оно образовалось в результате мощного Кеминского землетрясения в 1911 году. Из-за подземных толчков откалывались куски скал, они перегородили реку, и получилась естественная плотина. Места провала заполнились водой, которая затопила ели. Но они не погибли, а приспособились к новым условиям. Теперь их оголенные стволы стоят над водой, а в глубине озера можно увидеть живые зеленые ветви.

До Каинды доберутся только самые упорные ― дорога туда очень плохая. Местные жители организовали такси ― с десяток убитых буханок стоит на повороте к озеру и принимает туристов. Наш водитель на своем новом минивэне туда не едет, остается ждать нас на повороте. А мы садимся в авто, обитое десятком разных тканей, и начинаем тащиться по ухабам и лужам.

Несколько километров растянулись на минут сорок. Приезжаешь, надеешься увидеть озеро, но нет ― тебя пересаживают на еще одно такси, не менее убитое. Все поделено ― до одной точки тебя везут одни «предприниматели», до другой ― другие. Еще можно поехать на лошадях, но мы решили не в этот раз. Второе такси доводит нас до новой остановки, и дальше идем пешком. Недолго, минут 15. Озеро считается национальным заповедником, поэтому нужно платить экологический сбор.

Дойдя до Каинды, становится уже не жалко тяжелого часа жизни. Озеро потрясающее! Вода изумрудная, холодная, чистая. Поют птицы. Но очень много людей…

Не почувствовав особого умиротворения, мы движемся дальше. Возвращаемся в наш ставший родным минивэн и едем на обед в поселок Саты. Пообедать не выходит ― мы с собакой, а тут везде халяль. Нас отказываются обслужить внутри кафе, мы понимаем и хотим взять что-то навынос, но наталкиваемся на повторную грубость. Решаем, что такой бизнес поддержать мы не намерены и что вера ― это, наверное, в первую очередь про добро… И уезжаем.

Кольсайские озера

Дело близится к закату, и вот мы на главной нашей точке ― озере Кольсай. Вообще, кольсайских озер не одно, а целых три. Когда-то на дно ущелья сошли гигантские оползни, и образовались природные «плотины», которые разделили горы на впадины. А река Кольсай их заполнила. Три живописных водоема с сияющей гладью находятся в горах, и каждое — на своей высоте. А вокруг ― голубые тянь-шаньские ели и горный можжевельник арча. Озера глубокие и холодные, не искупаешься. Даже «моржам» не повезет ― это заповедная зона, в которую пускают по разрешению.

Нижнее озеро Саты — самое большое, туда мы и приехали. От водителя мы уже узнали, что второе озеро называется Мынжылгы и находится оно на высоте 2252 м, а верхнее Сарыбулак — 2850 м над уровнем моря и самое маленькое. Туда ездят редкие туристы, да и путь непростой, так что ехать нам туда не предлагали.

К озеру мы подходили, уже изрядно изголодавшись. Утром был кофе и пара печенек, да и орешки в дороге ― вот и вся еда на день. На берегу озера работал ресторан с прекрасным видом, а еще мини-кафе с выпечкой. Но впереди был еще каньон, и мы остановились на сосисках в тесте.

Я заказала сразу две, взяла пережаренный капучино и забилась в самый угол обзорной площадки, сев на тротуар. Первые минут 10 там не было людей, ко мне подтянулись друзья, и так мы сидели в тишине и молча соглашались друг с другом, что спускаться к озеру цепочкой вместе с многочисленными туристами нет ни времени, ни желания.

В такие места нужно приезжать на все выходные. Здесь нет ничего, но в этом и есть все. Остановиться в местном отеле, походить вокруг озера, послушать тишину, сесть на берегу. Удовольствие здесь приносят самые простые вещи.

С такими мыслями мы собрались на финальную нашу точку ― Чарынский каньон. Время уже поджимало, до заката оставалась пара часов. Наш водитель гнал 180, и казалось, что стремительный минивэн летит над дорогой.

Чарынский каньон

Каньон, который природа подарила Казахстану, определенно может тягаться с Гранд-Каньоном. Ярко-рыжие скалы, которые образовались на месте огромного высохшего озера, ― это и есть каньон. Теперь на его дне протекает река. Это очень древняя территория, где тысячи лет происходило движение осадочных пород, которые превратились в подобие замков и часовен разных оттенков охры.

Самое мистическое место в каньоне — Долина замков. Это расщелина длиной 2 км со стенами из красных скал. Наш водитель не уступает гидам и подсказывает, что песчаным породам Чарынского каньона больше 12 млн лет.

Мы приехали сюда уже к закату. Наконец водитель сказал: никуда не спешите, я подожду. Впрочем, в этом была своя хитрость, ведь каньон не освещен фонарями и после заката наступает сплошная тьма. И это хорошо.

Мы шли в самом эпицентре тишины. Здесь не происходило вообще ничего. Не было птиц, мы не видели насекомых, не было ветра. Где-то далеко за нами шли другие туристы. Сейчас я считаю, что каньон и стал нашей главной точкой, ведь здесь мы хотя бы на чуть-чуть повели себя так, как нужно себя вести в таких местах, ― просто шли, молчали и никуда не спешили.

Уезжали мы с сожалением, что не провели на каньоне весь день. По секрету скажу, что весь этот регион хранит еще пару впечатляющих разломов в земле, а потому сюда еще много раз будет зачем возвращаться.

Обратно мы ехали с чувством, что взяли из этой поездки максимум. Если бы не «летающий» минивэн и его смелый водитель, мы бы определенно не успели все увидеть. И с сожалением, что эта поездка не растянулась на два, три дня или неделю. Но для нас это означает, что мы сюда вернемся. А вот у вас еще есть шанс с первого раза погрузиться в Казахстан сполна.

Что еще посмотреть

Поющий бархан

Огромная гора с крутыми склонами издает звуки взлетающего самолета или завывания из-за трения кварцевых песчинок. Протяжные звуки слышны за несколько километров от бархана. Местные жители предлагают свою легенду: под горой когда-то заточили шайтана за его черные дела, и теперь он там стонет.