Стиль
Впечатления Прозрачность цен и охват рынка: чем удобны онлайн-платформы по продаже искусства
Стиль
Впечатления Прозрачность цен и охват рынка: чем удобны онлайн-платформы по продаже искусства
Впечатления

Прозрачность цен и охват рынка: чем удобны онлайн-платформы по продаже искусства

Фото: Shutterstock
Надя Октябрь, директор и куратор онлайн-платформы TEO by Cosmoscow, — о том, как работают зарубежные и российские маркетплейсы с современным искусством

Объем российского онлайн-рынка искусства

По отчетам HISCOX и UBS, мировой онлайн-рынок искусства замедлился в 2022 году после двух лет феноменального роста в период глобального локдауна в 2020–2021 годах, когда интернет стал основным способом торговли. Отчеты охватывают рынки искусства США (45%), Великобритании (18%) и Китая (17%) — вместе на них приходится 80% мирового рынка искусства, также отчет охватывает государства Европы, Корею, Японию и другие страны, но Россия туда не входит. Рынок искусств здесь включает старых мастеров, антиквариат, XX век и современное искусство.

Источников анализа объема рынка искусства в России не так много, в основном это больше оценочные суждения, чем статистические данные. Консолидированный сбор данных, который учитывал бы галереи, аукционы, дилерские продажи, онлайн-платформы, отсутствует. По подсчетам специалистов платформы для онлайн-аукционов Bidspirit, где, по некоторым данным, проходит до 90% российских торгов, в 2022 году оборот российских онлайн-торгов искусством составил около $88 млн. Рекордным для платформы был пандемийный 2020 год, когда объем продаж вырос в два раза — до $100 млн. Через платформу Bidspirit в большей степени реализуются искусство XX века, антиквариат, а также букинистика, нумизматика и другое; современное искусство — в гораздо меньшей степени. Цена среднего аукционного чека удерживается на уровне $7 тыс.

Повышение доверия к онлайн-покупкам искусства

Онлайн-покупки на рынке искусства закрепились и вошли в обиход. В опросах коллекционеров HNW, проведенных в 2022 году Arts Economics в сотрудничестве с UBS, 95% из 2709 опрошенных коллекционеров приобретали произведения искусства в интернете, не ознакомившись с ними физически, при этом чуть более половины (51%) регулярно покупают таким образом. Большинство (69%) в 2022 году совершали покупки непосредственно на сайте галереи, а 53% — через онлайн-платформы или социальные сети.

В период и после пандемии онлайн-продажи с сайтов галерей, соцсетей и маркетплейсов стали важными источниками дохода. По отчету Artsy 2022 года, из опрошенных более 1,3 тыс. галерей и дилеров из 83 стран (Россия в отчеты Artsy не входит) 89% предлагают работы онлайн тем или иным способом. То же касается российских галерей, которые в этот период запустили онлайн-витрины с ценами и продолжают их поддерживать.

Фото: Shutterstock

При этом, согласно отчету HISCOX 2023, 65% онлайн-игроков считают, что рынок искусства постепенно сосредоточится на одной или нескольких глобальных онлайн-платформах. Здесь примером может быть Artsy, а в российском варианте — ТЕО. О том же говорят опросы покупателей в этом отчете: 54% (большинство) приобретали произведения за последние 12 месяцев на одной или трех онлайн-платформах, а 25% — только на одной. Повышается лояльность клиентов: 59% заявили, что они верны платформам, на которых покупали.

HISCOX выделяет три основные причины, по которым любители искусства могут отказаться от покупки онлайн:

  • опасения, что произведение будет выглядеть иначе в реальной жизни, чем в интернете (70%);
  • отсутствие возможности ознакомиться с ценой перед покупкой (66%);
  • репутация продавца и уверенность в нем (63%).

Конечно, самым большим вопросом для онлайн-покупателей остается физическое состояние произведения, и 91% сомневающихся заявили, что подробные отчеты о состоянии повысили бы их уверенность в принятии решения (в 2022 году показатель был 95%). На ТЕО есть возможность по запросу получить дополнительные «живые» фото и видео произведения, а также предлагается услуга предварительного просмотра перед покупкой, с доставкой по адресу.

Привлечение новых покупателей

В отчете Artsy 2022 года 47% галерей заявили, что их онлайн-покупатели в 2021 году были новичками в современном искусстве. По данным HISCOX, в 2023 году 31% молодых покупателей (до 35 лет) сказали, что приобрели свои первые произведения искусства в онлайне. Вывод очевиден: этот рынок играет решающую роль в привлечении новых поколений коллекционеров.

В том же отчете Artsy 64% галерей сообщили, что средний возраст их покупателей — от 35 до 54 лет. Среди коллекционеров нового поколения — то есть тех, кто коллекционирует последние четыре года, — более половины (54%) заявили, что предпочитают изучать новых художников и покупать произведения через смартфон. При этом средний возраст коллекционеров нового поколения — от 18 до 44 лет, и это свидетельство того, что мобильные онлайн-покупки выбирает более молодая аудитория. По анализу платформы ТЕО, 80% пользователей заходят на сайт и совершают покупки через смартфон, средний возраст составляет 25–45 лет.

Опыт работы показывает, ТЕО, как и Artsy, привлекает новых покупателей открытой базой цен и большим разнообразием работ. По подсчетам, в 2021–2022 годах средний прирост покупателей-новичков на ТЕО составил 45% в год (имеются в виду первичные приобретения и новые имена). Эти данные подтверждают отзывы галерей-партнеров.

Мария Бурасовская, директор галереи «Глаз»: «Платформа TEO — хороший дополнительный инструмент привлечения новых коллекционеров. Мне кажется, что такой вид продаж удобен для всех: у покупателя под рукой большая база предметов искусства, а галерея может легко и быстро контролировать свой каталог, добавлять новые работы и убирать проданные. То, что цены указаны прямо на сайте, добавляет прозрачности рынку искусства и способствует росту доверия со стороны коллекционеров».

Анна Зыкина, сооснователь ArtTube Editions: «ТЕО — один из первых маркетплейсов современного искусства в России, и взаимодействие с такой крупной платформой позволяет нам охватить дополнительную аудиторию: больше людей увидят художников, с которыми мы сотрудничаем. Проект дает коллекционерам и любителям искусства возможность круглый год приобретать произведения современных авторов, не привязываясь к ярмаркам. Таким образом TEO делает современное искусство доступнее, способствует популяризации его приобретения».

Фото: Shutterstock

Онлайн-платформы — это охват рынка и уверенность в ассортименте

По отчету HISCOX 2023 года, 88% опрошенных покупателей произведений искусства отметили, что качество — их основной приоритет, потребители ищут в интернете работы, которые так же хороши, как и те, что они увидели бы в галерее или на аукционе. У галерей и художников большой запас произведений, накопленный за годы работы, в том числе новых, и не всегда есть возможность все это показать. Онлайн-платформа — это запасники галерей и мастерские художников, обычно недоступные для широкой аудитории. Но здесь для маркетплейса важен не столько объем, сколько качественный отбор, разнообразие и сменяемость набора произведений.

Платформа Artsy, основанная в 2009 году, работает с мировым рынком искусства, это крупнейший и ведущий онлайн-маркетплейс по поиску и покупке искусства с годовым оборотом $211 млн. Artsy представляет 3,4 тыс. с лишним галерей из более чем 100 стран, свыше 100 тыс. художников и 1 млн произведений.

Платформа ТЕО была основана в 2020 году, и хотя она включает зарубежных авторов, но все же это локальный проект. ТЕО охватывает практически весь рынок российского современного искусства, поскольку сотрудничает с галереями — участниками московских ярмарок Cosmoscow и blazar, то есть с теми, которые уже прошли отбор экспертного совета ярмарок и стабильно работают несколько лет. Также платформа сотрудничает с художниками напрямую. ТЕО самостоятельно проводит кураторский отбор всех произведений, согласовывает и контролирует цены. Всего на платформе представлены произведения более чем 60 российских галерей и 500 художников — в общей сложности свыше 3 тыс. работ. ТЕО представляет прежде всего современное искусство и опирается на актуальные тренды, поэтому в процентном соотношении на платформе 44% — работы 2010-х годов, 46% — 2020-х.

Работа над ассортиментом на онлайн-маркетплейсах ведется постоянно. Самые актуальные обновления на ТЕО происходят, в частности, благодаря новому разделу «Выставки», где представляются галерейные выставки в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. Это дает возможность приобрести произведения прямо с экспозиций, одной доставкой. Раздел на стадии развития, галереи еще привыкают к этой новой опции. В том же разделе — онлайн-выставки, которые делаются в сотрудничестве с различными партнерами. Часть работ на ТЕО размещается во временном формате, когда есть ограниченное время, например две-три недели, на выбор и приобретение работ.

Раздел «Работы с выставок» на платформе ТЕО

Раздел «Работы с выставок» на платформе ТЕО

Онлайн-платформы вроде Artsy и TEO рассчитаны на широкую аудиторию, здесь совершают первые покупки, подбирают предметы искусства в подарок, это широчайшая база для дизайнеров интерьеров, но также маркетплейс интересен более опытным любителям искусства, потому что здесь быстро можно найти или запросить работы нужного автора, посмотреть, что происходит в молодом искусстве.

Поскольку маркетплейс охватывает максимально разнообразную аудиторию, наиболее популярными, например, на ТЕО становятся художники с визуально яркими или лаконичными, а также фигуративными работами. У тех, кто ищет целенаправленно, наибольший интерес вызывают уже состоявшиеся художники или «восходящие звезды», которых представляют известные галереи, при этом работы таких художников могут быть более сложными для восприятия. В ассортименте ТЕО не только популярные форматы, но и более концептуальные и экспериментальные вещи — это важная часть мира искусства, такие работы ищут и покупают более искушенные коллекционеры.

По стоимости наиболее востребованными на платформе ТЕО остаются произведения до 200 тыс. руб., поэтому 63% работ находится в пределах этого ценового диапазона. При этом общий чек покупки может составлять более 1 млн руб. Средняя стоимость произведений начинается от 7 тыс. руб. и доходит до нескольких миллионов рублей. По технике произведений, как всегда, лидирует живопись — 34% от всех произведений на ТЕО, затем идут графика (21%), фотография (13%), тиражная графика (9%), скульптура и объекты (9%).

Прозрачность цен на искусство

Масштабные онлайн-платформы по продаже искусства — это еще и база цен, возможность узнать стоимость произведений разных художников, форматов, техник. Вопрос о ценах остается самым деликатным в сфере искусства. Каких-нибудь 10–20 лет назад вы не могли бы их узнать, даже придя в саму галерею, если в вас не увидят реального покупателя. Публикация цен в онлайне в современном мире разрушает барьер входа для новых коллекционеров, облегчает работу арт-консультантов, дает широкой аудитории возможность присмотреться и найти что-то в рамках своего бюджета. При этом можно сохранять анонимность вплоть до перехода к покупке.

По отчету HISCOX, в 2023 году 91% онлайн-покупателей произведений искусства отметили, что наличие цены было ключевым фактором при решении о покупке на онлайн-платформе (по сравнению с 88% в 2022 году), и отклик неизменно высок среди всех возрастных групп. Теперь онлайн-платформы рискуют потерять продажи, если не будут четко отображать цены. Публикуя их, галерея или художник берут на себя обязательство, что представленные на ТЕО цены рыночные — по таким же произведения будут в галерее и у художника. Онлайн-платформа ТЕО обязательно их проверяет.

Что касается вторичного рынка, ценообразование происходит сложнее и учитывает историю работы, ее редкость, востребованность, а также пожелания продавца. Модель работы у Artsy и TEO стандартная для подобных платформ: продавец платит комиссию с каждой продажи на сайте, на цене это никак не отражается. Прозрачность и стабильность — одна из главных установок онлайн-платформ и онлайн-галерей. На Artsy у 75% работ отображены цены, на ТЕО — у 90%. По пожеланию продавца цена может быть скрыта и открываться по запросу — обычно это связано с высокой стоимостью произведения.

Фото: Shutterstock

На рынке искусства торг уместен

Современные онлайн-платформы, такие как Artsy и ТЕО, создают условия, чтобы у покупателей были все преимущества офлайн-покупки, и одно из этих преимуществ — торг, который можно начать нажатием одной кнопки. На сайте ТЕО это реализовано просто: достаточно перейти на страницу работы, нажать кнопку «Предложить цену» и заполнить необходимые поля. Покупатель может предложить цену ниже указанной на сайте, средний диапазон скидок составляет 3–15%. ТЕО берет на себя процесс переговоров, что для многих клиентов является дополнительным удобным сервисом. Каждый случай индивидуален, скидка может зависеть от работы, объема покупки, от самой галереи, бывает, что на некоторых авторов скидка совсем не предоставляется.

Самостоятельное знакомство с рынком искусства

Согласно отчету HISCOX 2023 года, по мнению 85% опрошенных онлайн-покупателей, подробная информация о произведении — важный фактор при выборе онлайн-платформы. Не меньшее значение имеют простота навигации и интеллектуальный поиск на сайте — 85% опрошенных отметили это. Такую тенденцию диктует общий цифровой пользовательский опыт с возможностью мгновенного доступа к информации о продукте без посредников. В ином случае конверсия снижается в разы.

Для большинства пользователей таких онлайн-платформ, как Artsy и TEO, важна возможность познакомиться с рынком искусства, создать представление об актуальном контексте. На платформах представлено много информации: списки галерей, художников, текущие выставки. Работы регулярно обновляются. На сайтах есть описания произведений, биографии художников. Это делает любителей искусства увереннее, им проще решиться сделать первую покупку или начать формировать коллекцию, в целом определиться, что нравится. А вопросы можно задать онлайн практически анонимно.

«Определенно повышается чувство комфорта, потому что можно получить больше знаний в не такой пугающей среде», — говорит коллекционер Лиза Янг об онлайн-платформах в статье Artsy «Как онлайн-покупки произведений искусства изменили отношения галериста и коллекционера».

Александра Фалиштынская, меценат, коллекционер, основатель и куратор проектов «Дача А», the.DOT.home: «Привычка выбирать искусство как досуг выходного дня возникла в нашей семье во время локдауна. До этого покупки такого рода в онлайне случались крайне редко и преимущественно в качестве срочного подарка друзьям и партнерам. Мы с мужем регулярно проводим время на платформе TEO в поисках новых работ любимых авторов. Из последних приобретений — холст Дарьи Барыбиной, уже третий в нашей коллекции. Порадовала новая опция «Предложить цену», воспользовавшись которой можно получить приятную индивидуальную скидку на работу. Особое удовольствие для меня сейчас — создавать подборки предметов дизайна и декора в наш строящийся дом. На TEO можно найти как культовые предметы от классиков дизайна Шарлотты Перриан, Джо Понти и Пьера Жаннере, так и экспериментальные работы молодых российских авторов, которые по долгу службы находятся в фокусе моего внимания: скамья из переработанного картона Ульяны Хохловой, панно из войлока Миланы Халиловой, футуристические функциональные скульптуры Тараса Желтышева, керамика Людмилы Крутиковой, Ивана Беляева и Елены Ореховой».

Фото: Shutterstock

Арт-консалтинг онлайн

Несмотря на общую тенденцию к самостоятельности изучения и выбора искусства онлайн, по исследованиям HISCOX в 2023 году, 79% покупателей ответили, что были бы более уверены в онлайн-покупках, если бы у них была возможность поговорить с консультантом (по сравнению с 70% в 2022 году и 66% в 2020-м).

На онлайн-платформах, когда клиенты обращаются за консультацией, они обычно уже проделали самостоятельный поиск, выбрали работы, и остается уточнить детали. «Клиенты очень ценят эту прозрачность и возможность получить информацию о художнике и о цене без необходимости разговора», — сообщил Александр Форбс, глава отдела сервиса и частных продаж Artsy, на дискуссионной панели Art Basel 2021 «Ценообразование на онлайн-рынке искусства». Также представитель Artsy рассказывает, что его отдел работает с крупными сделками и консультирует клиентов по запросу по более дорогостоящим и деликатным произведениям.

На ТЕО всегда можно обратиться за консультацией по покупке или персональному подбору произведений — по опыту, пользователи чаще предпочитают быстро написать в мессенджер, чем звонить.

TEO by Cosmoscow — это больше чем сайт: это сеть российского рынка современного искусства. Особенность арт-консалтинга ТЕО в том, что он не ограничивается сайтом, а охватывает предложение практически всего рынка и работает с каждым клиентом персонально вне зависимости от суммы покупки.

«ТЕО не ограничивается только тем, что есть на онлайн-платформе. Мы можем найти нужного художника, даже если он у нас не представлен, подобрать другие работы, если те, что есть на сайте, клиенту не подходят. Мы работаем и со вторичным рынком», — рассказывает Анна Андронова, сооснователь TEO.

Фото: Shutterstock

Сервис онлайн-платформ

Основной сервис, который покупатели ждут от онлайн-платформ, таких как ТЕО или Artsy, — это возможность широкого выбора и скорость работы. Сейчас в целом большинство сделок по покупке искусства решаются онлайн, в мессенджерах, потому что это значительно быстрее.

Российские и зарубежные галеристы сходятся в том, что онлайн-клиенты должны получать такой же уровень сервиса, как и те, кто приходит в галерею. И, как показывает практика, продажа предметов искусства онлайн не становится «массовой» — это все равно персональная работа с каждым клиентом. ТЕО учитывает эти особенности и совмещает удобство онлайн-покупки с индивидуальным сервисом: консультации, помощь с выбором, организация доставки, организация предварительного просмотра или «примерки» произведения. По отзывам клиентов, на ТЕО возвращаются за комплексным форматом работы.

Игорь Верник, актер, любитель современного искусства: «Недавно я обратился на TEO — мне нужно было срочно найти предмет искусства в подарок, а у них на сайте есть все, как на ярмарке Cosmoscow, и даже больше. Удобно, что можно самому найти работы от интересующих авторов и посмотреть порядок цен. Для меня это намного быстрее, чем сначала узнавать, в каких галереях есть нужные мне авторы, а потом запрашивать прайс-листы и общаться с несколькими галеристами. На ТЕО уже все собрано, а с галеристами за меня общается менеджер. Покупка, обрамление, доставка — все быстро, без лишних слов. В этот раз у меня был конкретный запрос, в следующий раз обращусь за консультацией — уверен, что мне помогут найти то, что нужно».

Фото: Shutterstock

Платформа ТЕО — онлайн-версия ярмарки Cosmoscow

Онлайн-версия крупнейшей в России ярмарки современного искусства Cosmoscow была запущена на платформе ТЕО в 2021 году с целью предоставить галеристам дополнительный инструмент для выстраивания прямой коммуникации с покупателями.

В сентябре в третий раз на ТЕО представлены все стенды галерей — участников ярмарки Cosmoscow. Онлайн-ярмарка дает возможность исследовать все произведения, представленные галереями, узнавать цены и приобретать желаемое онлайн. Для многих посетителей онлайн-ярмарка — это комфортный способ подготовиться к посещению площадки, сделать предварительный выбор. Или наоборот: можно сначала посмотреть произведения вживую, а подумать и приобрести позже, онлайн. На связи — в мессенджерах и по телефону — консультанты ТЕО, которые помогут сориентироваться в ассортименте ярмарки и составить более широкий список рекомендаций по запросу. ТЕО организует полное сопровождение онлайн-покупок на ярмарке, включая доставку.

В этом году по традиции платформа ТЕО представила состав ярмарки Cosmoscow за день до официальной даты открытия в ЦВК «Экспоцентр» и будет доступна для покупок онлайн еще две недели после закрытия. Во время онлайн-ярмарки платформу ТЕО посещают свыше 20 тыс. человек из России и других стран, что неизменно увеличивает базу новых покупателей произведений искусства.

Даты проведения онлайн-ярмарки Cosmoscow Online 2023 на платформе ТЕО:

29 сентября —15 октября

JART Gallery: «Галерея JART работает с платформой ТЕО с момента ее запуска в 2020 году. Наша первая совместная продажа — акварель Павла Отдельнова #pretty из серии «#followme», которую художник создал во Франции. Мы очень ценим возможность представлять искусство наших художников на платформе в момент открытия и проведения ярмарки Cosmoscow. Это позитивно отражается на репрезентативности наших новых проектов и ценится как коллекционерами, так и художниками».

Зарина Ахметзянова, куратор DiDi Gallery: «Основное преимущество TEO мы видим в возможности онлайн-продаж в дни ярмарки Cosmoscow. Например, в прошлом году первые наши продажи случились через TEO еще до официального preview-показа в Гостином Дворе. Это стимулирует команду галереи на плодотворную работу и позволяет охватить как можно большее число коллекционеров.

Также нам очень полезным кажется раздел «Работы с выставок». Это дает возможность в одном месте следить за актуальными выставками коллег и рассказывать о текущих проектах нашей галереи.

Помимо всего прочего, у платформы высокий уровень отбора произведений, открытая ценовая политика и профессиональная команда. Все это, безусловно, важные инструменты для поддержания развития арт-рынка».

В статье использованы данные из публичных международных отчетов по арт-рынку: