Стиль
Впечатления Парижская Неделя дизайна и выставка Maison & Objet: необычные проекты и объекты
Стиль
Впечатления Парижская Неделя дизайна и выставка Maison & Objet: необычные проекты и объекты
Впечатления

Парижская Неделя дизайна и выставка Maison & Objet: необычные проекты и объекты

Фото: пресс-служба
Команда A-House в лице куратора Валерии Гордюшевой и резидента Екатерины Ростовой побывала в Париже и узнала, что нового происходит в мире дизайна

Сентябрьская выставка Maison & Objet — первое «цеховое» событие после летних каникул, по которому можно определить, как и в окружении чего мы будем жить дальше.

В гостях у дизайнеров

Одно из самых ожидаемых открытий Maison & Objet — пространство Пьера Йовановича, интерьерные проекты которого стали синонимом нового французского стиля. Эта история превращения декоратора в мебельного дизайнера могла бы запросто войти в учебное пособие. Предметы, созданные Йовановичем для собственных проектов, настолько полюбились сначала редакторам интерьерных изданий, а затем и всем окружающим, что другого выбора у него не было. Справедливости ради стоит сказать, что всем нам очень повезло: в начале карьеры Йованович работал в мастерской Пьера Кардена и чуть было не предпочел дизайну мир высокой моды.

Первую коллекцию мебели, состоящую из кресел с ушками, круглых пуфов и напоминающих боксерскую грушу торшеров, дизайнер представил в 2021 году. И это было только начало. Сегодня в его портфолио линия продуктов под собственным именем, проекты для Dior и других брендов и новое пространство по адресу 4 Passage Sainte Avoye (в полную силу шоурум заработает с октября).

Еще один французский дизайнер, приоткрывший двери своей мастерской на время Недели дизайна, — Матье Леаннер, создавший факел для грядущей летней Олимпиады в Париже. В течение недели все желающие могли посетить «Фабрику» Леаннера и увидеть не только результат, но и процесс работы, во время которого применяются традиционные материалы вроде стекла и мрамора (в одном предмете) и новые технологии.

Тонкие материи

Пока одни дизайнеры демонстрируют уверенный оптимизм, другие подчеркивают хрупкость окружающей нас действительности, используя созвучные этому состоянию материалы. Стекло, ветви и даже колоски обретают в их руках новые свойства и состояния. Экология и наши отношения с миром природы давно занимают художников и дизайнеров, которые ищут устойчивые решения в максимально неустойчивом настоящем. Размышления на тему климатического кризиса можно было увидеть на выставке в обновленной стараниями архитектора Тадао Андо здании Биржи (Bourse de Commerce — Pinault Collection), которое и само иллюстрирует зыбкость всего происходящего. Там, где когда-то велась бойкая торговля, сегодня демонстрируют поэтические видеоработы и говорят шепотом (все-таки мы в музее).

В галерее BOON_ROOM показали совместный проект российских дизайнеров Fresh.Glass и Lavdanskyworkshop под названием Castes. Прообразами предметов из стекла и металла послужили старинные венцы иконы VIII века, покрытые драгоценными камнями и закрепленные в касты. То, что они добрались до Парижа из Москвы, сегодня тоже кажется чудом — и дело не только в хрупкости.

А основательница ювелирного бренда Charlotte Chesnais представила в стенах своих бутиков на правом и левом берегах работы художницы и по совместительству фермера Эммы Бруски, которая создает функциональные объекты из пшеничных колосьев. Противопоставление металла этому натуральному материалу не только подчеркивает основательность украшений, но и заставляет задуматься о природе вещей.

Междисциплинарность

Проектами на стыке моды и дизайна в Париже никого не удивить. Оставляя за скобками коллаборации, когда дизайнеры помогают признанным брендам освоить неизведанные территории (и покупателей), обратимся к новым именам и экспериментальным проектам. Так, основательница бренда Cahu Клеманс Каху, создающая сумки из безопасного ПВХ — материала, который знаком ей с детства (родители Клеманс владели фабрикой по производству надувных аттракционов для детей), пригласила к сотрудничеству молодых архитекторов из Cube Architectes. На выставке в пространстве Factory можно было увидеть получившиеся кресла — не менее практичные и вневременные, чем сумки Cahu, а кроме того, отсылающие к работам Ле Корбюзье и его соратников.

Кресло, Cahu

Кресло, Cahu

Еще один парижский бренд Sessùn принял участие в Неделе дизайна впервые, но давно занимается поддержкой искусств и ремесел. В рамках проекта Creative Flowering 11 художников выставили в бутике на Rue de Charonne свои работы, выполненные из керамики и дерева — от стульев и светильников до домашней утвари.

А новую коллекцию мебели и предметов интерьера от Invisible Collection и Chanel Maisons d'Art (среди них кресла с вышивкой Lesage Intérieurs и подушки Maison Lemarie с перьями, которые используют и мастера Chanel) показали в интерьерах галереи Féau Boiseries. В пространстве, заполненном старинными предметами и инструментами, воссоздают буазери (деревянные панели для парижских особняков) и работают так, будто последние 150 лет в мире (в том числе и в мире дизайна) ничего не происходило.

Лучшие проекты Франклина Аззи — дизайнера года по версии Maison & Objet

Яркие цвета как антидот

Дизайн, как и современное искусство, — это своеобразная реакция на то, что происходит в сегодняшнем обществе. И если в сфере художественных практик ответ на вызов приходит чуть быстрее (выразительные средства, которые использует для высказывания художник, куда более разнообразны и доступны), то в мире предметного дизайна мы, как правило, получаем опосредованную версию. Например, в виде безобидного с точки зрения экологии стула. Пока вопросов о происходящем чуть больше, чем ответов, на помощь приходят оптимисты от дизайна, которые не дают нам погрузиться в рефлексию (хотя бы в стенах собственного дома).

Один из самых заметных проектов Недели дизайна, по крайней мере, по части ярких «представителей» Pantone, — выставка Think Pink! от парижских архитекторов Uchronia в Оранжерее Hôtel de Sully. Флуоресцентные цвета и волнообразные узоры с одной стороны не могут не радовать, с другой — напоминают о хиппи и лете 1969 года: разгар холодной войны в красках выглядел не менее оптимистично. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что все проекты Uchronia — про цвет.

Неделя дизайна закончилась, инсталляцию разобрали, но объекты архитекторов остались. Загляните в Café Nuances за кофе, круассаном и радужным потолком. Конечно, есть нюансы, и в мире дизайна все тоже не так однозначно, но важно помнить, что после дождя всегда светит солнце.

27 сентября в A-House пройдет лекция, посвященная итогам парижской Недели дизайна и выставки Maison & Objet. Подробности — на сайте.