Стиль
Впечатления Великие и загадочные люди, явления, звуки: что смотреть на Beat Film Festival
Стиль
Впечатления Великие и загадочные люди, явления, звуки: что смотреть на Beat Film Festival
Впечатления

Великие и загадочные люди, явления, звуки: что смотреть на Beat Film Festival

Кадр из фильма «Девушки, живущие в Сети»

Кадр из фильма «Девушки, живущие в Сети»

В Москве начался фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival, который продлится до 18 июня. Рассказываем о контекстах этого года и фильмах программы

Фестиваль документального кино Beat Film Festival, начинавшийся когда-то с документальных историй о музыке, давно стал воплощением новой культуры в целом. Каждый год в собранных по всему миру сюжетах он транслирует тот самый дух времени, который присущ именно сегодняшнему дню. Сиюминутное соединяется с вечным, парадоксальное — с повседневным, а режиссерские подходы неизменно остаются исключительными. Тем сложнее выбирать из программы не все, но лишь некоторое. Расширяет фестиваль и собственные контексты: площадки кинопросмотра прирастают одна за другой, дом культуры «ГЭС-2» соединяется с домом творчества «Переделкино», а «Художественный» — с «Мутабором». Этот текст предлагает для примера лишь несколько фильмов, но уверяет, что каждый в программе фестиваля точно обнаружит что-то, особенно созвучное самому себе.

«Хельмут Ньютон: Отвратительный и великолепный»

Реж. Геро фон Бем

Имя фотографа Хельмута Ньютона редко можно встретить без предшествующего ему определения — культовый. Влиятельность Ньютона, как и его влияние на мир фотографии, сомнениям не подлежит, но, как следует уже из названия фильма, единым угол зрения на творчество и подходы к нему будут едва ли. Предпочитавший нарочитую сексуальность, Хельмут Ньютон вместе с тем продумывал каждый свой кадр до едва заметных деталей. Так, в сочетании большого и малого, масштабного и крошечного появлялись эти истории — про обнаженность и чувственность не только внешние, но и внутренние. Что думают об этом сами героини снимков, как смотрит на наследие Хельмута Ньютона общество — все это как раз и исследует фильм Геро фон Бема, без обвинений, оправданий, но внимательно и чутко.

«Меня зовут Альфред Хичкок»

Реж. Марк Казинс

Другой герой программы, чье творчество едва ли осталось неизведанным — Альфред Хичкок. Рассказать о нем что-то новое, да так, как еще никто не догадался сделать, — задачка не из простых. Однако зачем выдумывать неожиданные повороты, когда можно просто отойти в сторону и отдать все время не кому-нибудь, а главному герою. В этой истории Марка Казинса Хичкок рассказывает о себе сам, да так, что без хитростей не обходится, на то он и мастер. Не только ужаса, но и зрительской вовлеченности.

Кадр из фильма «Меня зовут Альфред Хичкок»

Кадр из фильма «Меня зовут Альфред Хичкок»

«Линч/Оз»

Реж. Александр О. Филлип

Если Альфреда Хичкока можно считать гением саспенса, то Дэвида Линча, определенно, можно вознести на Олимп загадочности. Речь, впрочем, идет не только о выдуманных им сюжетах, но и о жизни. Линч, как известно, никогда не расшифровывает, не объясняет, да и вообще многословностью не отличается. Однажды на типичный вопрос о фильмах, ставших знаковыми и важными для него самого, он ответил коротко и просто: «Волшебник Оз». Из этого ответа и появилась документальная история Александра О. Филлипа, сложившая новые взгляды и параллели. В ней кинокритики и режиссеры пристально разглядывают метод и фильмографию Дэвида Линча, выбирая углом зрения музыкальную сказку о девочке, узнавшей о существовании страны Оз.

«Рейв в Иране»

Реж. Сюзанна Мойрес

Нарушать правила там, где запрещено все, касающееся главного твоего интереса — музыки. Вот, отправная точка для иранцев Ануша и Араша. Нет, увлекались бы они фольклором, обошлось бы, возможно, и без проблем, но техно в Иране? Вариантов нет. Впрочем, нет для них вариантов и не заниматься тем, что любят, так что в машине спрятаны вертушки, а к аресту они готовы, пожалуй, вообще в любой момент. Точно так же партизански, как Blade & Beard (именно под этим именем знают в мире хауса Ануша и Араша) ставят свою музыку, снимала свой фильм Сюзанна Мойрес. Он войдет в программу извечных хитов фестиваля — Best of Beat — и заодно предложит задуматься, изменилось ли что-то в стране (и в какую сторону) с тех пор, как экраны увидели этот сюжет.

Кадр из фильма «Рейв в Иране»

Кадр из фильма «Рейв в Иране»

«Сны отеля "Челси"»

Реж. Амели ван Элбт, Майя Дювердье

Если и есть в мире отель, который может считать себя полноправной частью современной и особенно андеграундной культуры, то это отель «Челси». Не место, но настоящий герой своего времени, он становился контекстом песен и книг, стихов и размышлений. Список его обитателей не обойдется, к примеру, без Леонарда Коэна, Энди Уорхола и Патти Смит, но начинать подобное перечисление – значит, кого-то забыть, а это вовсе не в местных правилах. Они, к слову, готовятся остаться в прошлом, как и сам отель «Челси», который по воле нью-йоркских девелоперов будет превращен в современную гостиницу. Чувства всегда ярче в момент расставания, так что погружаться в истории и воспоминания последних обитателей «Челси» на пороге его перерождения во что-то совсем иное — эмоционально и впечатлительно.

«Девушки, живущие в Сети»

Реж. Сюзанна Мойрес

Сюзанна Мойрес — та самая, что не боялась полиции в Иране, продолжает наблюдать за тем, что скрыто от посторонних глаз. На этот раз — фильтрами, улыбками и дистанцией, отделяющей социальные сети от реальной жизни. Ее героиня — невероятно успешна. Ее зовут Леони, ей 14, и она блогер. Однако то, что видят (или хотят видеть) ее подписчики, — совсем не то, что оказывается жизнью девочки, у которой есть деньги и популярность, но совсем нет возможности провести время так, как хочется ей самой — подростку с понятными для возраста желаниями и чувствами.

Кадр из фильма «Девушки, живущие в Сети»

Кадр из фильма «Девушки, живущие в Сети»

«32 звука»

Реж. Сэм Грин

Даже когда нам кажется, что мир вокруг полнится тишиной, он наполнен звуками. Именно им, звукам, их природе, проявлениям и смыслам посвящен фильм Сэма Грина, в котором композиторы и ученые размышляют о том, что мы слушаем и что слышим. Звук как воспоминание, память, машина времени, звук как источник сил и вдохновения, звук, с которого все начинается и которым все заканчивается. Вот и повод закрыть глаза и прислушаться. Не только к сюжету, но и к самим себе.