Стиль
Впечатления Мир Балабанова и восточные сны: культурная афиша ноября
Стиль
Впечатления Мир Балабанова и восточные сны: культурная афиша ноября
Впечатления

Мир Балабанова и восточные сны: культурная афиша ноября

«Балабанов. Выставка-путешествие»

«Балабанов. Выставка-путешествие»

Фортепиано и виолончель, кино и музеи, Балабанов и Бодров — рассказываем, как провести время в ноябре в Москве и Петербурге

«Балабанов. Выставка-путешествие»

До 15 января
«Севкабель Порт», Санкт-Петербург

Полномасштабное погружение в жизнь и творчество режиссера Алексея Балабанова предполагает возможность разобраться в истоках, мотивах и их воплощениях, а также в прямом смысле оказаться среди фильмов, декораций и архивных материалов. Каждый здесь обнаружит что-то свое: одних привлекут детские и юношеские снимки будущего кинематографиста и история о том, как мама «выпихнула» Балабанова из дома, когда ему было 17 лет, других — тот самый свитер Данилы Багрова, копна из «Мне не больно», за которую так билась героиня Ренаты Литвиновой, красные туфли Анжелики из «Груза 200» или другие проявления балабановского предметного мира. Эти вещи — проводники в целую вселенную, где каждый кадр имеет свой символ и свое значение. Здесь много личного (детская игрушка, джинсовая куртка из юности, письмо из Германии со съемок «Замка» сыну Федору с перечислением подарков и обещаний), много трагического (Кармадон и его лавина занимают целую большую главу), а еще много не только о работе, но и о дружбе, ведь Алексей Балабанов хорошо понимал, что «главное в этой жизни — найти своих».

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

«Женщины на грани нервного срыва»

В прокате с 3 ноября

В повторный прокат выходит фильм Педро Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва», и его просмотр (повторный или нет) кажется отличным способом отринуть хотя бы на время тревоги наших дней, отправиться в конец восьмидесятых и обнаружить там решительных, тревожных, печалящихся, смелых женщин, оказавшихся в непростых обстоятельствах, но совсем не планирующих идти у них на поводу. Искрометность и яркость работ испанского режиссера известны давно и в подтверждениях нуждаются едва ли, а вот для зрителя счастливые киночасы лишними не будут точно.

Кадр из фильма «Женщины на грани нервного срыва»
Кадр из фильма «Женщины на грани нервного срыва»

«И как нам создавать свою красоту?»

17 ноября — 30 января
Alina Pinsky Gallery

На большой выставке в галерее Алины Пинской не получится встретить ни одной работы «мужской» кисти. Экспозиция, целиком и полностью посвященная творчеству не художников, но художниц, предлагает поразмышлять о том, влияет ли гендер на искусство, какие контексты он имел раньше и какие приобретает сегодня, а также находит ли отражение в самих произведениях. Не избегает экспозиция и темы вдохновения, задаваясь вечным для искусства вопросом о музе, однако в несколько необычном для него ракурсе: отчего, например, Наталья Гончарова все чаще зовется музой Михаила Ларионова, чем наоборот? Ведь он вдохновлял ее не меньше, чем она — его. Таких внутренних течений на выставке обнаружится множество, галерейные залы охватят практически сто лет, а художницы разных времен и эпох «встретятся», чтобы начать этот монументальный, но в то же время нежный и лиричный разговор. Среди его участниц — Наталья Гончарова и Вера Пестель, Ольга Потапова и Анна Старицкая, Лидия Мастеркова, Римма Заневская, Натта Конышева, Алена Кирцова, Александра Паперно, Ирина Петракова, Дуня Захарова и многие другие, в чьих судьбах — весь XX, а теперь уже и XXI век.

«Зерцало». Русский провинциальный портрет XVIII–XIX веков

До 4 декабря
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

В петербургском «Манеже» решили задаться вопросом о том, какой он — русский провинциальный портрет. Экспозиция получила название «Зерцало» неслучайно. В зеркало мы смотрим сегодня по множеству раз в день, едва ли такие разы считая, однако когда-то предмет этот считался чуть ли не магическим, таинственным, способным открыть каждому что-то в нем новое и иное. Таким же «зерцалом» для русского купечества, знати и духовенства оказалась живопись, в которой они стремились отыскать свое отражение, заказывая художникам портреты целых семейств. Усыпанные кольцами пальцы, камзолы, парики, нити жемчуга и их количество — все это необычайно верные приметы времени и положения дел изображенных. Кроме того, архитектурное решение экспозиции предлагает задуматься о том, как по-разному жили и воспринимали мир вокруг себя разные сословия, делая это не впрямую, а несколькими точными движениями.

Фото: Ирина Колпачникова

«Нитрам»

В прокате с 24 ноября

В 2021 году актер Калеб Лэндри Джонс вернулся с Каннского фестиваля с наградой за главную мужскую роль — героя по имени Нитрам в одноименном фильме режиссера Джастина Курзеля. Основанная на реальных событиях, эта история рассказывает, как отчужденность и неприятие другими могут привести к настоящей трагедии. В 1996 году австралийский Порт-Артур стал местом убийства нескольких десятков человек, а фильм, в свою очередь, пытается показать, кто это убийство совершил. Игра Калеба Лэндри Джонса пугающе точна, а режиссер умеет видеть большое в деталях: одной из таких может стать, к примеру, фруктовый салат, заказанный Нитрамом на оставшуюся в кармане мелочь.

Кадр из фильма «Нитрам»

Кадр из фильма «Нитрам»

Рахманинов-фест. Юрий Фаворин

5 ноября
Дом культуры «ГЭС-2»

Предвосхищая 150-летний юбилей Сергея Рахманинова в 2023 году, дом культуры «ГЭС-2» продолжает свой Рахманинов-фест. В утверждении на музыкальный пьедестал Рахманинов — главная фигура русского пианизма — совсем не нуждается, ведь он уже давно на нем, так что смысл и цель фестиваля — размышления о былом и насущном, временах, переменах, которые за ними приходят, и обо всем, что между. Отдельного внимания заслуживают рояли, ведь играют музыканты на исторических инструментах, современниках композитора, которому все адресовано и посвящено. Концертный цикл продолжит выступление пианиста Юрия Фаворина. В программе Соната № 2 Сергея Рахманинова, его же Вариации на тему Корелли, «Лесные сцены» Роберта Шумана и Соната № 5 Самуила Фейнберга.

Юрий Фаворин
Юрий Фаворин

XIV международный фестиваль Vivacello

12 — 26 ноября
Москва

Каждый год этот фестиваль виолончельной музыки, задуманный и воплощенный солистом Борисом Андриановым, открывает новые миры — причем в самом прямом их воплощении, ведь специально для Vivacello современные композиторы пишут новые сочинения, значительно пополняя тем самым виолончельный репертуар. На этот раз главной темой фестиваля станет жизнь — Vita — проводящая бок о бок с искусством вот уже много столетий. Мировой премьерой на нем окажется сочинение Сергея Ахунова Actus tragicus для виолончели с оркестром, а в программу также войдут джазовые хиты и стандарты, концерты Людвига Ван Бетховена, Дмитрия Шостаковича и Баруха Берлинера.

Борис Андрианов
Борис Андрианов

«Звук и тишина Востока»

11 ноября — 7 декабря
Культурный квартал «Брусницын», Санкт-Петербург

Можно ли исследовать тишину, слушая при этом звуки, легко ли в музыке обнаружить беззвучие, а в долгом кружении — связность веков и их диалог. Все эти вопросы ставит перед собой выставка «Звук и тишина Востока», чтобы искать ответы в форме аудиовизуального исследования. Иными словами, это значит, что погружение в культуру Востока будет всеобъемлющим, а зритель сможет оказаться то в восточном сновидении, то в настоящем саду. «Знание и понимание других культурных кодов дает нам возможность не только сохранить преемственность с прошлым, но и обогатить свое представление о мире и друг друге», — объясняет задумку куратор экспозиции Ксения Диодорова, и эти слова оказываются в каком-то смысле ключом к сегодняшней действительности.

Мир Балабанова и восточные сны: культурная афиша ноября