Безграничная музыка: что планируют musicAeterna и Теодор Курентзис в этом сезоне
Елена Свиридова — автор телеграм-канала об искусстве «Что посмотреть?»
Оперное межсезонье
Оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса 2 сентября в петербургской Капелле и 4 сентября в московском «Зарядье» открыл сезон произведениями итальянского цикла Петра Чайковского. Выступление в Капелле стало первым концертом коллектива после череды летних фестивалей и гастролей — Дягилевского в Перми и Зальцбургского в Австрии. Межсезонье прошло под знаком опер: двукратная премьера «Мистерии на конец времени» по Карлу Орфу и «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока. В Перми зрители могли увидеть Орфа в авторском прочтении Анны Гусевой, а в Австрии — лаконичную интерпретацию Ромео Кастеллуччи. На Зальцбургском фестивале «Мистерия» стала частью диптиха вместе с сочинением Бартока.
В этом году Зальцбургский фестиваль вернул себе допандемийные масштабы: более 200 представлений, из которых шесть — крупные оперные премьеры с музыкантами мирового масштаба. Несмотря на «отмену» российских культурных представителей за рубежом, фестиваль открывал хор musicAeterna с басом Дмитрием Ульяновым и Молодежный оркестр имени Малера под управлением Теодора Курентзиса. В программе была 13-я симфония Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Евтушенко. Уже ближе к окончанию фестиваля (17 августа) в исполнении оркестра musicAeterna прозвучало концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» и снова Шостакович — 14-я симфония.
Открытие сезона в России
На концертах в Петербурге и Москве в продолжение европейских настроений после Зальцбурга можно было услышать три произведения Петра Чайковского, вдохновленные Италией: симфоническую поэму «Франческа да Римини» в первом отделении и две фантазии — «Ромео и Джульетта» и «Итальянское каприччио» во втором. Рамка программы — восприятие Чайковским Италии во время путешествий по стране в 80–90 годах XIX века. Здесь сошлись и традиционный русский взгляд на «страну мечты», залитую солнцем, с широкими винными реками, и статус Италии как колыбели классической европейской культуры, и неподдельная радость самого композитора от свободы и вдохновения, которыми сопровождались его регулярные поездки во Флоренцию, Рим, Венецию и другие города. В интерпретации Теодора Курентзиса музыка Чайковского раскрывается как бутон. Дирижер устремляется в поисках чистого звука в саму суть, проходя мимо биографических ассоциаций и контекстов. Удивительно, но при такой страсти маэстро доводить все нюансы партитуры до абсолюта, общее музыкально полотно остается ясным и понятным даже слушателю-новичку.
Открывало оба концерта, и петербургский, и московский, мощное сочинение — оммаж «Божественной комедии» Данте. Изначально «Франческа да Римини» задумывалась композитором как опера, и пафос замысла большой формы оставил на ней отпечаток. В основу произведения легла подлинная история влюбленных, которую Данте запечатлел в первой части «Комедии» — «Ад». Ад как невозможность соединиться с желаемым и вечно длящееся стремление к объекту мечты. Во всей программе концерта и в самих отношениях Чайковского с Италией прослеживается эта печальная невозможность, с одной стороны, и нежный романтический порыв — с другой. Во «Франческе да Римини» эта дуальность на музыкальном уровне воплощается перекличкой стонов грешников и любовных трелей Франчески и Паоло.
Второе отделение открывала фантазия «Ромео и Джульетта». Строгое, почти суровое, продиктованное фатумом «Ада» настроение оркестра и дирижера сменилось мягким, ювелирно тонким исполнением увертюры. Нежное развитие любовной темы в ней прерывается быстрыми и нервными струнными — проявляется тема вражды Монтекки и Капулетти. Свойственный Курентзису педантизм в трактовках и исполнении заставляет оркестр усиливать акценты: роковые удары литавр на фоне тишины, искаженное повторение любовной темы и растворение всех звуков, словно сна по утру, на фоне еле слышной арфы.
За «Ромео и Джульеттой» последовало Итальянское каприччио — миниатюрная фантазия для оркестра, вдохновленная поездкой композитора в Рим и услышанными на улицах города народными мотивами. Заглавным в сочинении звучит горн, тутти оркестра подхватывает бравое настроение и расходится в марш. Таким пестрым полотном Чайковский услышал итальянский карнавал, впечатление от которого сделал фундаментом сочинения. Яркая тема карнавала звучит не только в музыкальном цитировании, но и прослеживается в настроении. За маской праздника жизни может скрываться фатум, рок, обман, иллюзия.
Чайковский, такой близкий для русского слушателя композитор, при этом впитавший тонкую чувствительность и экспрессивный драматизм Италии, смог воссоздать в своей «итальянской программе» впечатления о стране не столько как о географической точке, сколько как о состоянии сознания — месте фантазий и чувств, где любовь побеждает смерть, а на фоне драмы звучит тема нежности.
Первый концерт сезона получился очень ярким, то же ждет нас и дальше. Программа в Доме радио пестрит буквально ежедневными событиями — концерты, лекции, открытая кинолаборатория, танцевальные и вокальные воркшопы.
Концерты в Доме радио
Свой четвертый сезон Дом радио откроет 6 и 7 сентября премьерой балета хореографа Ольги Цветковой на музыку композитора Антона Светличного. Ольга — давний друг коллектива Дома радио: зритель мог видеть ее панк-балет «Возвращение богини Мары домой» на фестивале нойз-музыки и перформанс «Soulwhirl», представленный на Дягилевском фестивале этим летом. На этот раз Цветкова в коллаборации с Антоном Светличным обратится к магическому пространству китайской философии, в частности — к трактату «Дао дэ цзин». Поиск новой формы вылился в концептуальную постановку «Крик о тишине».
Концертную программу нового сезона откроет недавняя премьера «Дягилевского-22» — вокальный цикл «Отчалившая Русь» Свиридова на стихи Есенина в авторской обработке Алексея Сюмака. Контртенор вместе с актрисой Еленой Морозовой погрузят слушателей в Русь Есенина. Работ Алексея Сюмака в новом сезоне можно ожидать и больше, ведь именно он станет новым резидентом Дома радио. Вместе с ним продолжат работу постоянные резиденты пространства — Алексей Ретинский и Андреас Мустукис.
На территории театра поиски тоже продолжаются. В прошлом сезоне солисты musicAeterna попробовали поработать с артистами БДТ и отыграли музыкальную сказку Игоря Стравинского «История солдата». В этом ожидается премьера «Аленького цветочка» в постановке математика и режиссера Романа Михайлова (25 и 26 сентября).
Иными словами, проект разрастается в экосистему, продолжая захватывать все новые территории для реализации художественных замыслов. Помимо musicAeterna и отдельных объединений внутри оркестра и хора (например, вокальный квартет musicAeterna4) в этом году в Доме радио начинается работа постоянной хореографической труппы, а за его пределами рождается еще один амбициозный проект — международный оркестр Utopia, созданный во имя поисков идеального звука в экспериментальном поле.