Как устроить перезагрузку вдали от суеты
Номер «Сирень» в гостевом доме O’27.Silvuplé
Бежать и не оглядываться
В поле зрения москвичей первыми попали города Золотого кольца и смежных областей — от Ивановской до Тульской, а петербуржцы двинулись ближе к заливу и в сторону Гатчины. В этом году создалась уникальная для рынка ситуация, когда спрос на отдых в маленьких частных отелях, на загородных дачах и в ретритных центрах превысил предложение.
«Мы собирались открыться ближе к лету. Но после нескольких публикаций в журналах нас засыпали запросами, и первых гостей мы приняли уже 1 апреля 2021-го», — рассказывает Светлана Бушмаринова, хозяйка О’27 Silvuplé — гостевого дома на десять номеров в купеческой усадьбе XIX века в Ростове Великом. По словам Светланы, еще в конце апреля был забронирован каждый день до середины июня, а после майских праздников полная бронь была уже до сентября. «Мне приходилось отказывать 95% желающих приехать на праздники», — добавляет Бушмаринова.
По данным Booking.com, бронирование ночей в номерах с домашними условиями по всему миру в четвертом квартале 2020 года составляло 85% против 50% в аналогичный период в 2019-м. В России несетевые отели оказались островками качественного сервиса среди все еще не очень развитых инфраструктурно малых городов. Продуманные до мельчайших деталей интерьеры а-ля рюс в старом деревянном доме или усадьбе, качественные местные продукты, автодоступность — все это сделало такие дома хитовым местом притяжения для желающих пожить размеренной уездной жизнью без отказа от комфорта.
Ольга Головичер, хозяйка-руководитель восстановленной деревянной усадьбы «Терем Асташово» в Костромской области, отмечает: «К нам начали ездить гости, которые только открывают для себя путешествия по России. Это стало вызовом, потому что теперь "Асташово" сравнивают не с другими российскими достопримечательностями, а с историческими отелями в Европе».
Подобные проекты привлекают аутентичностью и возможностью познакомиться с историей места. Несмотря на то что «Асташово» находится в 500 км от Москвы и в 900 км от Санкт-Петербурга, спрос на проживание здесь вырос за последний год в два раза. Такую же оценку дает Евгения Зеленская, хозяйка «Дымов Дачи» в Суздале, которую сами авторы проекта называют «дом вдали от дома»: «Город, который ранее оживал только с мая по август, весь пандемийный год был полон туристов. Даже в обычно тяжелые межсезонные периоды во всем Суздале и у нас было в два раза больше людей, чем обычно».
Евгения считает, что можно говорить о формировании устойчивого тренда на отток людей из больших городов не только для отдыха, но и для жизни: «Горожане стремятся на более свободные территории, к тому же жить в регионах дешевле. Заработать теперь можно везде, в крупных городах держат только детские сады и школы».
«Терем Асташово», Костромская область
Человеку нужен человек
Не последнюю роль в росте спроса на такой формат отдыха играет возможность связаться с хозяевами напрямую. Это обеспечивает чувство безопасности и ощущение, что ты едешь в гости к знакомым, что противопоставляется стерильности и безликости сетевых отелей. Согласно данным исследования «Авиасейлс» и Mediascope, в течение последнего года лишь 34% российских путешественников бронируют поездки через туристического агента, большинство предпочитает делать это самостоятельно. В случае с семейными отелями основными каналами бронирования стали Instagram и собственные сайты.
Номер «Мелша» в «Тереме Асташово»
Бушмаринова из О’27 Silvuplé считает, что к такому формату готовы не все и важно правильно доносить до гостя, что его ждет: «У нас нет ночного консьержа, мы сами готовим завтраки. Кто-то это очень ценит и за этим и едет, а кому-то кажется, что это неуместно».
Поскольку гостевые дома подразумевают очень ограниченное число гостей, спрос на сетевые отели по-прежнему высок. Например, Azimut в Переславле-Залесском на майские праздники был заполнен на 95%, и средняя цена двухместного номера составляла 5600 руб., что на 44% выше, чем в другие дни (около 2500 руб.). Это сопоставимо со стоимостью услуг, например, в «Тереме Асташово», где гость в среднем оставляет 9 тыс. руб. в сутки, но эта сумма включает в себя еще еду, развлечения и экскурсии. Вслед за ростом спроса поднялась и средняя цена проживания во многих гостевых домах и дачах.
Кто все эти люди?
Светлана Бушмаринова, хозяйка О’27 Silvuplé, так описывает своих постояльцев: «Они интересуются русской историей, красивыми вещами и ищут необычное внутри страны. Я была уверена, что нашей аудиторией будут люди старше 50 лет, но гостей в возрасте 30+ оказалось больше. Это очень сознательные люди с похожими ценностями. Вечером все вместе собираются у камина, беседуют, спорят, смеются».
На «Дымов Дачу», где есть возможность снять один из трех домов проекта полностью, в основном приезжают молодые семьи с детьми. Еще одна категория гостей — предприниматели и блогеры. «Молодые люди в возрасте 30-35, которые работают на себя, и представители творческих профессий — фотографы, графические и веб-дизайнеры, журналисты — могут позволить себе приехать в будние дни и продолжать работать», — делится Евгения. Это отдельная и новая категория туристов, под отдых которых даже придумали термин — workation.
В «Тереме Асташово» и сейчас организовывают активности для одних членов семьи, пока другие работают, но осенью здесь планируют запустить специальные workation-тарифы. С появлением массовой возможности работать удаленно выросла и продолжительность бронирования. Если раньше в такие гостевые дома приезжали в основном на уик-энд, то в последний год увеличилось число запросов на длительное проживание — от недели до двух недель, месяца и даже на все лето.
Многие считают, что и после открытия границ российская туриндустрия не откатится к прежнему уровню. Очевидно, что отток неизбежен, но те, кто раньше уезжали на выходные в Берлин или Таллин, благодаря пандемии открыли для себя Кострому и Плес.
«Людям реально становится интересно путешествовать по России. Да, это будет разбавлено международными поездками, но то, что происходит в русской исторической глубинке, — это настоящее открытие», — считает Светлана.
Интерес продолжит расти, это приведет к конкуренции между проектами за качество, что повлияет на весь рынок и экономику областей и городов, которые давно заслуживали такого внимания.