Стиль
Впечатления Таков путь: как живет Большой театр в свои 245 лет
Партнерский материал

Таков путь: как живет Большой театр в свои 245 лет

Фото: wikipedia
Дела у главного театра страны идут бодро: постановки получают «Золотые маски», происходит интеграция в актуальный цифровой мир. Результаты достигнуты во многом благодаря меценатству, чья цель — процветание Большого

Жизнь Большого театра в последние годы набирает обороты. В 2016-м состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича на либретто Александра Прейса «Катерина Измайлова» по повести Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке Римаса Туминаса, художественного руководителя Театра им. Вахтангова. Это была удивительная, новаторская постановка, режиссер привнес свое необычное видение в знаменитый музыкальный сюжет. В 2017-м Большой отмечал юбилей одного из крупнейших отечественных хореографов Юрия Григоровича — театр посвятил балетмейстеру фестиваль, продолжавшийся два месяца.

В 2018-м в репертуар Большого вернулась «Пиковая дама» — в своей третьей версии за десятилетие. Режиссером выступил упомянутый выше Римас Туминас. 2019-й ознаменовался премьерой новой постановки оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин» режиссера Евгения Арье.

В следующем сезоне зритель увидел знаменитый балет Адольфа Адана «Жизель» (хореограф Алексей Ратманский). В тот год Большой получил шесть «Золотых масок» (в предыдущем сезоне — три). Одну — в оперной номинации за лучшую режиссуру взяла постановщик спектакля «Альцина» Кэти Митчелл (опера Генделя — совместная продукция Большого театра и фестиваля в Экс-ан-Провансе), остальных «масок» удостоились артисты и постановщики балетных спектаклей Большого «Ромео и Джульетта» в постановке Ратманского (Екатерина Крысанова за лучшую женскую партию, Павел Клиничев в номинации «Лучший дирижер в балете») и «Нуреев» в режиссуре Кирилла Серебренникова (за лучший спектакль в балете), а также Юрий Посохов был награжден за работу балетмейстера и Вячеслав Лопатин за лучшую мужскую роль.

Балет «Ромео и Джульетта», хореограф Юрий Григорович. Джульетта — Екатерина Крысанова, Ромео — Руслан Скворцов
Балет «Ромео и Джульетта», хореограф Юрий Григорович. Джульетта — Екатерина Крысанова, Ромео — Руслан Скворцов

В сложном 2020 году, когда мир переживал пандемию, главный российский театр вышел в цифровой мир и организовал показы спектаклей «Золотого фонда» на платформе YouTube.

В офлайне театр тоже развернулся. В карантинном июле при личной поддержке общественного деятеля Олега Дерипаски были подготовлены четыре премьеры под общим названием «Четыре персонажа в поисках сюжета», которые уже в сентябре открыли сезон на Новой сцене: «Девятый вал», «Тишина», «Just» и «Угасание» (дирижер Павел Клиничев).

Во все времена меценатские проекты выполняли роль катализатора развития, создавали условия для реализации творческих идей и новых форматов. Так было во времена Дягилева, и так есть сейчас. Пандемия дала этому вектору максимально быстрое развитие, сфера искусства за год претерпела кардинальные изменения, обогатилась новыми направлениями и идеями, которые будут реализованы большей частью в рамках спонсорских проектов.

Пережив локдаун, 24 марта Большой представил очередную премьеру — балет «Орландо» по знаменитому роману британской писательницы Вирджинии Вулф. В нем звучит музыка Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин. Над постановкой по либретто главного драматурга Цюрихской оперы Клауса Шпана работал немецкий хореограф Кристиан Шпук, который возглавляет труппу Цюрихского балета. В юбилейный 245-й сезон Государственного академического Большого театра вошли три балетные премьеры (две уже состоялись) и семь оперных (три уже прогремели), а также концерты, гастроли в Европе и Южной Америке и международный конкурс балета Юрия Григоровича.

Иначе говоря, карантин и последствия пандемии не только не ослабили динамику работы театра, но и подстегнули интерес к нему. Это касается как российского зрителя, так и зарубежного: отмененные в 2020 и 2021 годах гастроли получат новые даты в театрах за пределами нашей страны — в Париже, Тулузе, Баварии и других локациях.

Русский балет так же востребован, как и опера, и если бы Большой отправился во все подтвержденные гастроли, то, вероятно, две трети сезона жил бы за рубежом, подчеркивает генеральный директор театра Владимир Урин.

Неугасающий интерес к русскому искусству во все времена поддерживался благодаря грандиозным работам талантливых художников, сотрудничающих с театром, и меценатству, история которого насчитывает не один век с момента основания Большого театра в 1776 году.

Искусство из меценатства

Известный меценат, московский губернский прокурор и устроитель развлекательных мероприятий Петр Урусов 28 марта 1776 года получил у покровительницы культур Екатерины II привилегию «на открытие актерской труппы». Проект Урусова возник не на пустом месте: меценат вел «бизнес» в сфере развлечений: организовывал мероприятия в воксалах — так назывались сады или помещения, предназначенные для гуляний с танцами, маскарадами и фейерверками. Такое времяпрепровождение очень нравилось публике и приносило прибыль.

Убедившись в выгоде, Урусов повысил ставки, составил бизнес-план и добился разрешения императрицы. Но труппа требовала театра, а его строительство — партнерства. Князь обзавелся компаньоном в лице Майкла Медокса, богатого англичанина со страстью к театру. За участок, на котором сейчас стоит Большой, партнеры выложили огромную по тем временам сумму в 7,7 тыс. руб. Стоимость строительства составила 130 тыс. руб. Медокс и Урусов взяли на себя неподъемные финансовые риски. К моменту открытия первого здания инициатор идеи и устроитель воксалов уступил свои права компаньону, а «привилегия» Екатерины II в дальнейшем продлевалась только для Медокса.

Обрусевшему англичанину пришлось нелегко: первый Петровский театр, возведенный на берегу Неглинки и выходивший на улицу Петровку, требовал больших средств на содержание, в результате чего Медокс влез в долги. Театр перешел к Опекунскому совету, который отдал его на откуп князю Волконскому, назначенному директором «на жалованье». В конце концов через 25 лет, в 1805 году, театр сгорел. Осиротевшая труппа стала выступать на частных сценах, через три года закрепившись на сцене нового Арбатского театра. Но ненадолго: во время Отечественной войны 1812 года деревянное здание тоже сгорело.

Здание Большого театра на литографии Огюста Кадоля, 1830 год
Здание Большого театра на литографии Огюста Кадоля, 1830 год

О строительстве нового приюта для артистов стали говорить только в 1819-м. В устроенном для этой цели конкурсе победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова. Однако его реализация оказалась дорогостоящей, поэтому пришлось внести правки. По распоряжению московского губернатора князя Дмитрия Голицына занялся этим архитектор Осип Бове, и строительство запустилось в 1820-м. Большой Петровский театр получил восемь колонн и скульптурную группу — Аполлона на колеснице с тремя конями.

Здание просуществовало почти 30 лет, пока не сгорело за три дня в 1853 году. Его снова восстановили, силами архитектора императорских театров Альберта Кавоса, добавили четыре метра к высоте, второй фронтон, алебастровый барельеф с летящими гениями и лирой, а тройку Аполлона заменили квадригой.

Большой театр, восстановленный по проекту архитектора А. Кавоса, 1883 год
Большой театр, восстановленный по проекту архитектора А. Кавоса, 1883 год

Восстановленный и обновленный театр открылся 20 августа 1856 года оперой «Пуритане» Беллини.

Большой, начавшийся как проект одного мецената, до сих пор стоит в этом облике и до сих пор устраивает пышные премьеры — с момента основания их было представлено более 1000.


Новая эпоха

Проблемы пожароопасности и другие технические вопросы решились после многочисленных реставраций и перестроек. Современность принесла другие заботы, касающиеся подпитывания интереса публики к опере и балету в эпоху цифровых развлечений. Театру нужен зритель, а зрителю — театр. Этим принципом руководствуются покровители балетного искусства, оглядываясь на совсем недавние по историческим меркам события.

С приходом нового тысячелетия начались изменения, которые, с одной стороны, характеризовались реконструкцией старинных постановок, а с другой — интерпретациями классики. Мировой балетный театр нашел вектор, обратившись к модерну, джазу и свободной пластике — западному танцевальному опыту. С появлением независимых балетных трупп, отменой идеологической и художественной цензуры открылось пространство для оригинальных решений, дорога к изобретению виртуозных художественных приемов и демократизации современного балета.

В середине 1990-х и 2000-х Большой театр перерождался: сперва запустилась масштабная реконструкция здания, была построена Новая сцена, возведен административный корпус с репетиционными залами и костюмерными, за этим последовала реконструкция Исторической сцены. Наряду с архитектурным аспектом менялся репертуарный: стартовали гастроли по новому контракту с компанией IMG, которая и сейчас сотрудничает с Большим, концерты в Ла Скала, балеты в Парижской опере, в Варшавском Национальном театре Вельки. На Новой сцене Большого, отстроенной в первый этап реконструкции, шли спектакли текущего репертуара. Мировые сцены требовали обновления репертуара, соответственно, и приглашения знаменитых на весь мир режиссеров, хореографов и артистов. Поэтому Большой обратился к обновлению системы финансового контроля.

Учрежденные Попечительский совет и Фонд Большого театра занялись финансами по схеме дохода от использования свободных средств, размещенных вкладчиками на депозитных счетах. До создания фонда и совета Большой получал средства от меценатов — зарубежных компаний, ведущих бизнес в России. Идея Попечительского совета заключалась в том, чтобы в жизни театра участвовал именно российский бизнес. От зарубежных партнеров не отказались: Nestle, BMW и другие стали спонсорами. Все принятые меры привели к возвращению Большого театра в число трендсеттеров мировой балетной культуры.

В 2019-м театр обзавелся генеральным спонсором — крупнейшим страховщиком искусства в России, компанией «Ингосстрах».

Желая продолжить историю меценатства и развернуть широкую общественность к многогранной творческой работе театра, «Ингосстрах» уже во многом помог учреждению. Речь не только о поддержке в карантинные месяцы 2020-го, но о внедрении инициатив, которые помогут театру открыть новые таланты. В юбилейный год Большой входит с Молодежной балетной программой поддержки юных танцовщиков. 

Созданная по инициативе руководителя балетной труппы Большого театра Махара Вазиева, она предлагает стажировку для талантов из регионов и дает им шанс станцевать на сцене легендарного театра.

К слову, первый отборочный тур уже состоялся, и пятеро его финалистов побывали на просмотре в Большом. Эти события не могут не вызывать чувство гордости за успехи Большого у гендиректора «Ингосстраха» Андрея Ларкина: он не сомневается в потенциале молодого поколения, чья карьера долгие годы будет радовать любителей балета.

Надежность выбранного пути Большой театр и «Ингосстрах» подтвердили в феврале 2021 года подписанием договора о продлении сотрудничества. Союз только набирает обороты и наверняка удивит нас еще не раз.