Стиль
Впечатления «Вы увидите немало новых игроков». Что ждет рестораны после пандемии
Стиль
Впечатления «Вы увидите немало новых игроков». Что ждет рестораны после пандемии
Впечатления

«Вы увидите немало новых игроков». Что ждет рестораны после пандемии

Фото: Света Муллари
Основатель гастрономического проекта «СысоевFM» Александр Сысоев — о том, почему для ресторанной индустрии сейчас начинаются самые интересные времена.

Возможно, вы читаете эту колонку, сидя на летней террасе любимого ресторана с мыслью, что все уже закончилось. Разумеется, это не так — все еще продолжается. Скажем честно: не у всех ресторанов есть террасы и не у всех они достаточно большие, чтобы соблюсти предписанные нормы и хоть немного заработать. А многие вообще боятся открытия, так как за ним может последовать повышение арендной ставки со словами: «Ну вы же уже работаете». У кого-то теплится надежда на то, что скоро все вернется на круги своя — толпы людей, отличная выручка, — но так, безусловно, уже не будет. Ни у рестораторов, ни у гостей.

Топ-30 летних веранд Москвы. Выбор «РБК Стиль»

Прошло чуть меньше трех месяцев с начала локдауна. Можно подвести первые итоги и признаться в том, что ресторанная индустрия оказалась колоссом на глиняных ногах. Как сказал в одном из интервью ресторатор Дмитрий Левицкий: «Мы не самая пострадавшая сфера, но самая громкая». Действительно, жители мегаполисов спасали всем миром именно кафе, кофейни и рестораны.

Готовы ли были заведения к закрытию?

Конечно нет. Многие топ-менеджеры и владельцы крупного бизнеса удивленно спрашивали рестораторов в частных беседах: «Что же это за бизнес? А где подушка безопасности?» Ее не было, но это следствие финансовой схемы работы большинства ресторанов: прибыль в виде дивидендов выводится ежемесячно как управляющей компанией, так и инвесторами. Будет ли подушка безопасности создана в будущем, например в ожидании второй волны эпидемии? Думаю, что нет. Во-первых, выручка будет не такой большой, как раньше. А во-вторых, в новую волну известные рестораторы просто отказываются верить, как не верили они в опасность вируса еще в середине марта, убеждая меня, что «вирус в головах». И это при подробном освещении ситуации в Италии, где десятки тысяч больничных коек уже были заполнены. Некоторые из них прошли все стадии принятия неизбежного, а некоторые до сих пор застряли на стадии гнева, порицая всех вокруг, но так и не поняв, что в новых реалиях нужно действовать, а не жаловаться.

В то же время есть масса достойных примеров четких и слаженных действий. Я сам знаю множество мест, которые оперативно подключились к «Яндекс.Еде» и другим агрегаторам, полностью пересмотрели модель управления, количество персонала и само меню, выдав продукт, который будет востребован запертыми дома людьми и достойно перенесет доставку. Они же спокойно проговорили с арендодателями финансовые условия и даже вышли в небольшой плюс в эти сложные времена. Поэтому все разговоры о неэффективности доставки, сертификатов и других решений — пустая болтовня. Если сделать все правильно, то это поможет сохранить команду и вновь открыться после карантина.

Мраморная шаурма и утиные семечки: что заказать на дом из московских ресторанов

Не обошлось и без PR-менеджеров, которые полностью ушли в digital и креатив, быстро и оперативно тестируя и запуская все новые и новые инструменты. Таких, к сожалению, я насчитал единицы, но они есть. Почему так мало? Многие не захотели перестраиваться, продолжая рассылать журналистам бартерные посылки с едой и одинаковые релизы о «двух новых блюдах», не понимая, что это не работало и до карантина.

Новая формация специалистов, наоборот, воспользовалась ситуацией, воплощая свежие идеи. Я сам приложил к этому руку, написав десять советов для повышения эффективности доставки: например, QR-коды на плей-листы, чтобы передать часть атмосферы заведения, персональные пожелания на каждом пакете, видеоприветствие от шеф-повара, сбор данных о клиенте и выдача карт в Apple Wallet для создания CRM-системы и снижения расходов на коммуникацию с гостями. И я вижу, как это круто работает у тех, кто в итоге принял подобные меры. Так что после открытия ресторанов вы увидите немало новых игроков, которые начнут забирать клиентов у проверенных мест: они неплохо набили руку за эти два месяца и зададут жару в ближайший год всем тем, кто боится нового и не умеет им пользоваться. Как вообще можно говорить о покорении космоса, если многие забывают поставить ссылку на сайт доставки в шапке своего профиля в Instagram.

Что будет дальше?

Прогнозы — дело неблагодарное, но я попробую представить новую картину мира.

Во время поэтапного снятия карантина, когда количество посадочных мест будет в три-четыре раза меньше запланированного, выручка у всех сократится значительно. И не поможет то, что все соскучились по ресторанам: заведения просто не смогут разместить всех желающих. Далее начнутся трудности со спросом: доходы упали, и вместо четырех раз люди будут ходить в рестораны два-три раза в месяц, а это сокращение доходов на 25–50%. Многие заведения уже закрылись, но это значит, что дела у них шли не очень и до пандемии. Летом и осенью мы будем наблюдать, как прекратят работу любимые места из-за фатального сокращения выручки.

Как индустрии выживают в период пандемии: рестораны. Часть 2.

Зато на арену выйдут новые менеджеры и продукты, которые помогут оптимизировать все действия бизнеса. Закупки, управление персоналом и маркетинг будут измерять с особой тщательностью. Вычеркивать будут все неэффективное: ингредиенты, действия, людей. Произойдет тотальная автоматизация многих процессов, так что я ожидаю сокращения списаний, стоп-листов и числа людей в смене. Гости не заметят изменений в качестве еды и сервиса, зато рестораторы оценят рост прибыли в процентном отношении к снизившейся выручке. Появятся новые IT-решения, которые помогут в этом. Я сам вкладываю деньги в интересные, на мой взгляд, проекты: Foodcast, который помогает ресторанам оптимизировать расходы, или Restik, дающий за минимальную сумму полный спектр сервисов для любого заведения — от автоматизации и запуска онлайн-продаж до электронных меню.

Сами рестораторы поняли, что можно и нужно диверсифицировать активы. Уверен, что White Rabbit Family оставит свои Zoom-ужины, так как именно у них это получилось лучше всего. Многие создадут специальное take-away-меню, а также введут хиты эпохи карантина в постоянное меню. Доставку сохранят, увидев в ней неплохой плюс к текущим показателям.

Что касается развития всей индустрии, то рестораторы начнут детально изучать гостей, чтобы получить максимальную прибыль с каждого и увеличить количество посещений. Предпочтения, бонусы, скрытые позиции, программы лояльности — теперь о нас будут знать все, а мы получим максимум привилегий. Не стоит бояться делиться своими впечатлениями — так эмоции от посещения любого места станут гораздо ярче. CRM будет править индустрией.

Подытожив, можно понять, что мы только начинаем входить в острую фазу перемен. Управленцы-­математики и настоящие маркетологи, эффективность во всем и упрощение многих позиций, знание своего гостя и усиление присутствия бренда заведения в его повседневной жизни — это то, что могло появиться давно, но появится лишь после преодоления одного из главных кризисов XXI века. И как бы странно это ни звучало, но все происходящее пойдет на пользу индустрии.

Подкасты: светские сплетни, проблемы школьников и чаяния рестораторов.