Добро пожаловать в онлайн: должен ли художник быть популярным в интернете
Анонимный уличный художник Бэнкси, который не дает интервью и не раскрывает свою личность, выбрал именно Instagram площадкой для собственных заявлений, комментариев и демонстрации работ. За ним наблюдают в социальной сети 8,3 млн пользователей — феноменальное количество фанатов для искусства. На следующих строчках Такаси Мураками, Kaws и Дэмьен Херст. Для некоторых художников, как Мураками, популярность — это часть художественного поп-арта (точнее, нео-попа в случае японского художника) сюжета. У него есть четкая бизнес модель и собственная фабрика Kaikai Kiki Co, которая занимается продюсированием и производством его искусства.
«Искусство сейчас очень популярно само по себе. Уже лет 15. Художники скоро будут, может, не как рок-звезды, но как техно-диджеи точно. Художник — такой же прекрасный миф, как электрогитарист. Машина внимания к искусству запущена и давно работает», — считает Виктор Алимпиев, куратор образовательной программы «Мультимедиа и цифровое искусство» в НИУ ВШЭ, художник, участник Manifesta, Берлинской биеннале, Венецианской биеннале. Последние потребительские отчеты также подтверждают влияние Instagram на арт-сообщество: согласно Artsy’s 2019 Online Art Collector Report социальные сети были названы одним из самых популярных каналов для коллекционирования произведений искусства. Кроме того, 66% покупателей искусства используют Instagram и другие социальные сети, чтобы быть в курсе того, что происходит на рынке.
До появления социальных сетей у художника особо не было выбора: нужно было следовать протоптанной многими десятилетиями дорогой — учиться у влиятельных мастеров, участвовать в групповых выставках, добиваться благосклонности одной из галерей, создавать персональную выставку и так далее, пока в один момент, наконец, ты не станешь «известным в узких кругах».
В 2020-м молодые художники с легкостью «режут путь» с помощью прямого контакта с аудиторией. Становясь инфлюэнсером и следуя идеологиям Энди Уорхола и Марселя Дюшана, они переосмысливают роль «художника-энтерпренера», используя силу общественного мнения в социальных сетях, чтобы показать ценность своих произведений. По мнению Виктора Алимпиева, коммерциализация — это хорошо, и она не имеет никакой обратной стороны. Коммерческая популярность и популярность в интернете никак не могут навредить художнику.
«Instagram сыграл большую роль в том, как коммерческое искусство изменило вектор за последние пять лет. Меняется человеческое общение: многое текстуальное и вербальное заменяется визуальным. Мы общаемся мемами, смайликами и эмоджи. Благодаря Instagram, Facebook и другим сервисам художнику стало легче самопродвигаться. Сейчас художник может промоутировать себя сам, потому что это стало очень дешево и доступно», — вторит Марина Бобылева, шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф».
Художница Мария Янковская, в свою очередь, считает, что присутствие в правильных медиа дает практическую выгоду, а именно — независимость от арт-дилеров. «Это прямой путь, по которому клиент может прийти к художнику. В определенном смысле свобода, потому что не всегда взаимодействие и сотрудничество с галеристами бывает комфортным. Далеко не всегда оно бывает финансово плодотворным. И не всегда даже творчество в таких условиях бывает 100% творческим, потому что иногда галереи могут влиять на твои планы. Естественно, медийность обеспечивает независимость на этом рынке», — говорит она.
Почти все североамериканские галереи уже имеют онлайн арт-платформу (к сожалению, такой статистикой в России пока никто не занимается, но в связи с последними событиями и карантином по всему миру онлайн версий галерей стало заметно больше). Средний возраст покупателя искусства все еще колеблется около 45 лет, но с каждым годом их все больше разбавляют миллениалы, а скоро будут и другие «альфа-омега» поколения. Все говорят о том, что миллениалы выросли и готовы покупать искусство, но кто говорит, что с другой стороны «прилавка» помолодели и продавцы?
Новоприбывшие с рождения имеют другие бытовые привычки, которые неразрывно связаны с тем, как они готовы взаимодействовать с окружающим их миром. Если ты проводишь онлайн большую часть своего времени, то логично, что и искусство ты будешь продавать именно так.
В преимуществах популярности в социальной сети есть непосредственная заинтересованность художника в деньгах и благополучии, ведь он получает деньги только на первичном рынке. Сотни примеров, когда художник продавал картины за любые деньги, чтобы просто купить краски, а чуть позже его произведения были перепроданы за баснословные суммы. Многие противники современного искусства часто удивляются ярким заголовкам о ценниках с большим количеством нулей, считая художников аферистами не меньше, чем Виктор Люстиг, продавший когда-то Эйфелеву башню. Однако даже Джефф Кунс в мае прошлого года не получил ни копейки с рекордной продажи его скульптуры «Кролик» на аукционе Christie’s (поскольку это уже как раз вторичный рынок), а вот владелец скульптуры и галерея неплохо обогатились. Как писал New York Times, финальная цена была $91 млн (11 млн из которых получил аукционный дом).
«Популярность художника выгодна галереям, но это взаимный процесс: художникам все еще нужно где-то выставляться, им нужно место, чтобы строить свою "классическую" карьеру. Нам хорошо, что художники продвигают себя. Художникам хорошо, что мы есть, что мы можем сделать им выставку и напечатать каталог, например», — объясняет шеф-куратор галереи современного искусства «Триумф» Марина Бобылева.
«Можно не заниматься маркетингом, сесть в мастерской — так работают большинство художников, которые на эксклюзиве, — рассказывает художница Мария Янковская. — Но, понимаете, в чем дело — галерея не заботится о том, чтобы художник, условно говоря, получал какой-то прожиточный минимум. Галерея ему не платит постоянно. Когда картины продаются, ему выплачивают гонорар. Но художник, находясь в таком положении, должен понимать, что, во-первых, не факт, что галерея что-то продаст. Во вторых, никто не идет к цели, чтобы этот художник богател и жил благополучно. Никто об этом не заботится и не стремится к этому, потому что галерея нацелена на то, чтобы получать максимальную прибыль. Зачастую художники, которые работают на эксклюзиве, получают сильно меньше 50% от продажи своей работы. Но каким-то художникам это подходит по складу темперамента, потому что часто художники — очень тонкие, им трудно в этом грубом мире. Им хочется находиться в своем творческом пространстве и им трудно взаимодействовать с окружающим миром по вопросам денег, бизнеса. Это все им совершенно чуждое».
Никто не отменял и того, что для некоторых покупателей искусства важно, чтобы за художником стояла какая-то история, чтобы он был популярным, а лучше имел какой-то скандальный эпизод. Ведь как приятно, когда гости заходят в гостиную, а ты говоришь: «А это картина того самого художника!». В этом, впрочем, заинтересованы и галереи, которых в данном случае отличает от домашней гостиной лишь наличие выставочного пространства.
В России, пожалуй, самым известным и популярным в социальных сетях — почти полмиллиона подписчиков — также является представитель уличного искусства, Покрас Лампас. В отличие от Бэнкси, Покрас свою личность не скрывает, поэтому старательно расставляет теги с брендами на свои луки, позирует со статуэткой глянцевого журнала и задает насущные вопросы аудитории, типа «Чего вы ждете от новой декады?». Но работает это также хорошо: Покрас уже успел поработать с большим количеством брендов от Fendi до Pirelli и получить мировое признание. С точки зрения маркетинга, «всему виной» уникальный стиль молодого художника. Художник — это не просто набор навыков, это позиция, а если говорить словами маркетологов — уникальное товарное предложение. Однако, по мнению искусствоведов, как ни крути, сначала все равно следует талант, а уже потом УТП.
«Когда меня кто-то из студентов спрашивает: "А как мне себя позиционировать?" — для меня это веет каким-то пенсионером. Какое-то отсутствие романтики, сразу какой-то брачный контракт. А ты пойди еще охмури! Чего там нахрен позиционировать? Художник он растет из маленького, все больше, больше, больше. Ресторанную сеть можно позиционировать, но никто не позиционирует свой домашний кофеек», — размышляет Виктор Алимпиев, который занимает позицию куратора образовательной программы «Мультимедиа и цифровое искусство» в НИУ ВШЭ.
Использовать силу лунной призмы, то есть Instagram, или нет — решает каждый художник для себя сам. В конце концов, он может доверить эту задачу галерее или SMM-агентству. Однако в таком случае придется еще и платить гонорар помощнику. Хотя хорошие продажи мерча вполне смогут окупить эти затраты.
Мерч и заработок на нем — еще одно преимущество популярности в интернете. По словам художницы Маши Янковской, которая считает инстаграм своим хобби, арт-продукция приносит стабильный доход перед 14 февраля или 8 марта. Точную долю прибыли от сувенирной продукции ее команда не раскрывает. Но за role model вполне подойдет Такаси Мураками: по данным компании Dun & Bradstreet, выручка Kaikai Kiki Co перешагнула отметку $70 млн. При этом его рекорд за отдельное произведение, не побитый с 2008-го, — $15,2 млн за скульптуру «Мой одинокий ковбой» (1998) на аукционе Sotheby’s.
Самые дорогие ныне живущие художники, у которых есть инстаграм:
1. Джефф Кунс, 372 тыс. подписчиков
2. KAWS, 2,9 млн подписчиков
3. Джордж Кондо, 44,2 тыс. подписчиков
4. Ёситомо Нара, 199 тыс. подписчиков
5. Альберт Оэлен, 1697 подписчиков
6. Питер Дойг, 33,1 тыс. подписчиков
7. Дженни Сэвилл, 101 тыс. подписчиков
8. Сесили Браун, 41,9 тыс. подписчиков
9. Зенг Фанжи, 6930 подписчиков
10. Ричард Принс, 47,1 тыс. подписчиков
11. Дэмьен Херст, 682 тыс. подписчиков
12. Такаси Мураками, 1,8 млн подписчиков
Не пропустите интервью с Покрасом Лампасом о вандализме, визионерстве и любимой музыке.