Почему на сериал «Очень странные дела» по-прежнему не жалко потратить выходные
Дети выросли. Сомнений в этом не оставляют первые минуты первой же серии. Оди и Майк променяли игры на поцелуи, парой стали Максин и Лукас, ну, а Дастин вернулся из лагеря для умников со счастливой улыбкой и загадочным именем Сюзи на устах. И хоть в существование последней друзья верят не особо, его этим не смутить. Один лишь Уилл хочет, чтобы все было, как раньше: никаких девушек и романтики, а подвал, комиксы, драконы, величественный колпак на голове и посох в руке. Тот мир, впрочем, уже не вернуть, как не вернуть покупателей в пустующие магазины в центре города. Теперь в Хокинсе есть «Старкорт» — огромный молл, неоновые буквы на крыше которого манят целые толпы. В кинотеатре с начищенными до блеска полами идет «День мертвецов» Джорджа Ромеро (привет, 1985-й год и любимые братьями Даффер приметы эпохи), в кафе-мороженом стоит за кассой в костюме моряка Стив — он не поступил в колледж и теперь, чаясь не растерять былую школьную популярность, знакомится с девушками прямо из-за прилавка. Но взрослый мир жесток, а любительницы мороженого неприступны.
Жестокость другого толка — в редакции местной газеты, где этим летом стажируются Джонатан и Нэнси. Он проводит время в красной комнате и с фотоаппаратом в руках, она — у кофеварки, но надеясь при этом доказать редакторам, что может больше, чем ходить за сэндвичами. Те, однако, отказываются видеть в ней журналиста, предпочитая шутки, с каждым разом все более ядовитые (а когда смотришь из 2019-го, так и вовсе «токсичные»).
Как водится, на своих местах герои оказались не случайно, и скоро сюжет объяснит, что за странные дела ждут Хокинс на этот раз и при чем тут «злобные русские». А пока — сцена из забитого отдыхающими бассейна, где работает спасателем местный мачо Билли Харгров, сводный брат Максин. Неведомое надвигается на городок в штате Индиана, а шериф Джим Хоппер в это время пытается не нервничать из-за предстоящего ужина с Джойс Байерс, мамой Уилла и Джонатана. Получается это у него, прямо скажем, неважно: с юмором у создателей сериала порядок был всегда, так что по его новенькой и купленной специально для свидания рубашке сценарий пройдется не раз. Что до самой Джойс, ее мысли заняты магнитами, которые перестали держаться на холодильнике. Дела, конечно, странные, но Хокинсу не привыкать.
Учитывая, что сюжет всего сезона связан с «коммуняками» и «злобными русскими», для отечественного зрителя эти восемь серий — удовольствие особого свойства. Речь, впрочем, не об исторических неточностях или о превратившейся в набор букв фамилии в паспорте (такой мог похвастаться, к примеру, Джейсон Борн). В мире братьев Даффер, где на своем месте находится каждый попадающий в кадр предмет, оказаться карикатурными случайно не могут даже русские. Намеренное нагнетание и одновременное упрощение образов отсылает и к эпохе в целом, и к «Красному рассвету» Джона Милиуса в частности. И пока на фоне поигрывают балалайки, хитрые коммунисты пробираются в американскую глубинку, чтобы вновь открыть врата, с таким трудом захлопнутые Одиннадцатой в финале прошлого сезона.
Хокинсу грозят не только русские. Куда-то на заброшенный склад влекомые неведомой для них, но знакомой зрителям силой стремятся полчища крыс. Пазл, состоящий из сотен элементов, начинает собираться. У каждого из героев — своя часть. Стив, его напарница Робин (новичок сериала актриса Майя Хоук) и Дастин пытаются перевести с русского и расшифровать случайно перехваченное тайное сообщение, компания во главе с Оди и Майком не без причин гоняется за братом, Макс, Джонатан и Нэнси ведут собственное журналистское расследование, а Джойс и Хоппер разбираются с магнитами и друг с другом. Все линии в конце концов приведут, разумеется, в одну точку, но путь до нее — вот что по-прежнему привлекает в сериале.
Следить за тем, как меняются, взрослея, персонажи, за тем, как они сталкиваются с первыми проблемами в отношениях, первой болью и первой же необходимостью не промолчать, а вовремя поговорить, чуть ли не занимательнее, чем следить за самой историей. Щедро рассыпанные по сериям отсылки к 80-м все так же на месте — аттракцион имени братьев Даффер, готовый подарить внимательному зрителю радость узнавания. За возможность прокатиться на нем и вернуться в этот мир действительно странных дел легко простить и некоторые упрощения — в кафе, где Стив и Робин часами пропадают в подсобке, пытаясь разгадать тайный код, взрослые, к примеру, так ни разу и не появятся, и излишнюю патетичность — в то, что Нэнси достаточно целеустремленная для того, чтобы довести свое расследование до конца, легко поверить и без проникновенной речи ее матери. Но главное, своим проектом Мэтт и Росс Даффер в очередной раз напоминают, что можно получить с десяток отказов, а потом найти того, кто в тебя поверит. И в жизни в целом, и в киноиндустрии в частности.