Каким предстает Нотр-Дам в фильмах и мюзиклах
Вечер понедельника ознаменовался трагедией национального и международного масштаба: горел Нотр-Дам. Памятник архитектуры, один из самых известных готических храмов в Европе, не впервые пережил катастрофу. Французская революция сильно повредила собор — было уничтожено множество уникальных скульптур, витражей и гробниц, величественное здание превратилось в склад для хранения продуктов питания. Лишь в 1802 году его вернули церкви, а восстановить его помог роман Виктора Гюго.
Французский писатель любил прогуливаться по Парижу в компании художника Делакруа и скульптора Давида д'Анже. Они посещали Нотр-Дам, судьба которого тревожила Гюго: в 1820-е годы памятник архитектуры находился в плачевном состоянии и его собирались модернизировать, если не совсем снести.
Виктор Гюго в то время начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери», главным героем которого стал именно этот готический храм. В предисловии к своему произведению Гюго писал: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».
Писатель преуспел в своей миссии: роман обрел невероятную вневременную популярность, по всей Европе под влиянием «Собора Парижской Богоматери» развернулись движения за сохранение и реставрацию готических памятников. Нотр-Дам оказался в их числе и был спасен.
Символ Франции и одновременно символ средневековой культуры Европы снова пройдет через длительный процесс реставрации. К счастью, благодаря кинематографистам его облик сохранился на экране и на театральной сцене. Нотр-Дам становился участником кинопроцесса и постановок не один раз, представая грандиозным безмолвным наблюдателем за человеческими судьбами.
«Собор Парижской Богоматери», 1956 год
Экранизация романа Гюго с Джиной Лоллобриджидой в роли Эсмеральды, Энтони Куинном в роли Квазимодо и Аленом Кюни, сыгравшим Клода Фролло, стала классикой, на которую опирались режиссеры и мультипликаторы в последующие годы, перезапуская для новых поколений трагическую историю о горбуне и цыганке. Фильм 1956 года отличается масштабными декорациями и тщательной проработкой исторической эпохи.
«Нотр-Дам де Пари», 1998 год
Франко-канадский мюзикл, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса за большой успех в первый год работы, с момента дебюта во всем мире посмотрели более 11 млн зрителей. Его ставили на площадках в Испании, Южной Корее, США, Бельгии, Италии и России. Мюзикл до сих пор пользуется популярностью, а композиции, написанные Люком Пламондоном и исполненные звездами канадской эстрады Даниэлем Лавуа, Брюно Пельтье и Люком Мервилем, стали классикой.
«Амели», 2001 год
В фильме Жан-Пьера Жене с Нотр-Дама сбрасывается самоубийца, чтобы трагически оборвать жизнь матери Амели. Трагически, разумеется, в рамках иронического повествования, свойственного этой чудесной картине.
«Перед закатом», 2004 год
Вторая часть романтической трилогии Ричарда Линклейтера сводит героев в Париже. Они снова прогуливаются и безмятежно обсуждают все подряд. На этот раз — при свете дня. Когда их паром проплывает мимо собора Парижской Богоматери, Джесси рассказывает Селин историю о том, как немецкий солдат, которому поручили уничтожить памятник, не смог этого сделать.
«Ангел-А», 2005 год
Апостолы стоят у шпиля, колокола звонят, а голуби шумно слетают с крыши Нотр-Дама в психотерапевтическом хите Люка Бессона середины 2000-х. В сквере у собора необычная спутница Андре принимает голубиное перо за свое и спешит наесться сэндвичей с сыром, чтобы восстановить запасы кальция в организме. Будничное в фантастическом.
«Полночь в Париже», 2011 год
«То, что Париж существует и кто-то может выбрать жить в каком-то другом месте в мире, всегда будет для меня загадкой», — переводит строчку из дневника неизвестной парижанки гид в исполнении Карлы Бруни. Сцену, где главному герою случайно приходит откровение о волшебном перемещении во времени, Вуди Аллен снимал в сквере папы римского Иоанна XXIII.
«Синонимы», 2019 год
Израильский режиссер Надав Лапид перенес своего героя из родной страны в город, где живет любовь, — Париж. Йоав находит в негостеприимной зимней французской столице друзей в лице соседей — Эмиля и Каролин, которые спасают иммигранта от переохлаждения и голода. Йоав с их помощью, через долгие беседы и прогулки, будет изживать из себя израильтянина на парижских улицах, мостах и, конечно, под взором величественного Нотр-Дама.