Север, трупы, Цыганов: смотрим многообещающий сериал «Мертвое озеро»
Выхода «Мертвого озера» мы ждали год — с момента показа трейлеров нового сезона «ТВ-3». Тогда-то и промелькнула мысль: «Постойте-ка, это что, российский "Твин Пикс"?» Не обязательно разбираться в нуаре и покадрово помнить нетленку Дэвида Линча, чтобы заметить сходство, но в этом и прелесть. К тому же «Твин Пикс» — лишь первая и самая очевидная ассоциация. «Мертвое озеро» впитало в себя немного из сериала «Мост», немного — из «Настоящего детектива», «Вершины озера» — и вылилось в самостоятельный, на редкость цельный для отечественного телевидения продукт, прекрасно ложащийся в канву канала «ТВ-3» (тут вам и мистика, и тайна, и детектив, и размах).
На онлайн-платформу, нашпигованную отборными российскими сериалами («Домашний арест», «Обычная женщина», «Звоните ДиКаприо!»), «Мертвое озеро» переехало в последний момент и, кажется, от этого только прибавило в весе. Но обо всем по порядку.
Из прекрасного
Главный персонаж — привычный для детективного жанра выдающийся следователь с прогрессирующим сумасшествием — Максим Покровский. И, пожалуй, не родился еще актер, способный сыграть такого героя лучше, чем Евгений Цыганов. Покровский прибывает в заполярный городишко Чангадан, чтобы расследовать убийство (на первый взгляд — ритуальное) местной «золотой» девочки Дины (Анна Александрова), дочери уранового магната (Андрей Смоляков).
В фильмографии Евгения Цыганова Покровский — третий следователь подряд. Вокруг образцово циничного и пленительно отрешенного актера собрался костяк под стать. Усатый Александр Робак, который после успеха «Домашнего ареста» явно будет часто появляться в рейтинговых проектах, играет простодушного начальника местного ГУВД.
Хорошо знакомый московским театралам Тимофей Трибунцев становится журналистом с видениями. Павел Табаков, надев форму младшего лейтенанта, превращается в правую руку столичного дознавателя. Героини тоже не отстают: Александра Ребенок играет femme fatale, которая в два счета топит сердце Максима Покровского, а персонажей Ксении и Полины Кутеповых лучше просто один раз увидеть. Обещаем — удивитесь.
Режиссер Роман Прыгунов, до сих пор известный «Духlessом» и подростковым фэнтези «Индиго», в этом материале явно чувствует себя уверенно. На первый план вырываются демоны из северной мифологии, а экранная беллетристика звучит по-человечески: зритель с порога узнает о том, что убийство героини похоже на ритуальное жертвоприношение. Герои не теряются среди живописных, но статичных и заиндевевших локаций. Заснеженный город — мертвый, участок — мертвый, пустая гостиница — мертвая, заводы — мертвые, озеро — мертвое, а персонажи — живые.
Тем, кто не склонен углубляться в сюжетные хитросплетения, стоит посмотреть сериал хотя бы ради эстетического удовольствия — пролеты над мостами и сугробами и художественные бэд-трипы главного героя дорогого стоят.
Из сомнительного
Критики, которым довелось увидеть пилот «Мертвого озера» осенью 2018 года на фестивале «Движение», бросились искать отсылки к западным сериалам. Разумеется, нашли. Далеко ходить не надо: «Настоящий детектив», «Вершина озера», «Стальная звезда», «Твин Пикс», «Убийство» — насмотренный зритель обязательно заметит знакомые элементы.
Что объединяет эти истории с «Мертвым озером»? Главный персонаж — профессионал своего дела и в то же время — страдающий от травмы прошлого человек со странностями. Вокруг него по законам жанра водят хоровод: загадочное убийство, человеческая трагедия, таинственные обряды психопатов, странные женщины (иногда с поленом), группа клоунов-неудачников, а также алкоголизм и мысли о суициде.
Зная особенности подобных историй, нетрудно предугадать развитие событий и заскучать. Чтобы сериал состоялся, не помешает поместить каркас в интересную оболочку, подкрепив качественной операторской работой и тщательно прописанными персонажами. Получилось это у создателей «Мертвого озера» или нет — по ходу просмотра пилотной серии утвердительные ответы меняются на отрицательные не единожды.
Первая мысль, что приплывает под звуки «Реквиема» в открывающей сцене: героем «Мертвого озера» сделали эстетствующего следователя-сноба в депрессии и вакууме. Вторая мысль: завязка истории соткана так, чтобы моментально схватить зрителя за ноздри и утащить в хтоническую ледяную мглу.
Преодолевая контраст на контрасте — частный самолет приземляется в поселке с населением менее 30 тысяч человек, где наличие горнолыжного курорта режет глаз не меньше бандитских физиономий эскимосов, облаченных в оленьи шкуры, — мы перемещаемся вместе со следователем Покровским в суровый мужской мир.
Начальник местной правоохранительной ячейки (Александр Робак) с удобством расположен в категории «круглый дурак»: самостоятельность у него отсутствует ввиду слепого поклонения авторитету — олигарху, который здесь царь, кормилец и батюшка в одном лице. Довольно стереотипно нарисована и его многочисленная команда.
Олигарх и кормилец (Андрей Смоляков) способен одним лишь взглядом вызвать у собеседника сердечный приступ, окружен китчевыми интерьерами и начальником охраны с говорящей фамилией Смертин. Кстати, головной офис предприятия олигарха по добыче урана напоминает по форме зиккурат — решение, вероятно, призванное вызвать трепет у тех, кто помнит «Бегущего по лезвию».
Некоторая затянутость повествования, скорее, намеренна — это прием, характерный для многих западных сериалов, которые вспоминаются при просмотре «Мертвого озера». Он необходим для жанра мистического детектива, как и цепляющий саундтрек, которого здесь, впрочем, пока не слышно. Это с лихвой компенсируется в финале пилота, когда вдруг начинает играть композиция екатеринбургской группы «Курара».
«Здесь климат своеобразный, разный народ и системы разные», — то ли поет, то ли зачитывает ее лидер Олег Ягодин, и становится ясно, что за этот трек в пространстве сюжета можно простить любые сомнительные моменты «Мертвого озера».