Стиль
Впечатления #пронауку: как мозг актеров подстраивается под роли
Стиль
Впечатления #пронауку: как мозг актеров подстраивается под роли
Впечатления

#пронауку: как мозг актеров подстраивается под роли

Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»
Марлон Брандо однажды сказал: «Актерство — наименее загадочное из всех ремесел». Однако канадские ученые из Университета Макмастера готовы поспорить с этим тезисом.

Стивен Браун и его коллеги, авторы исследования, опубликованного в научном журнале Royal Society Open Science, просканировали мозг 15 театральных актеров, ради науки разыгравших сцены из трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». После представления артисты ответили на ряд вопросов, касающихся их характера, а потом по очереди оказались в аппарате МРТ, где прошли еще несколько тестов.

Ученые просили актеров обдумать различные парадоксальные ситуации, которые могли бы случиться с несчастными влюбленными. Например, захотели бы они прийти на бал, будучи не приглашенными. Или как именно они рассказали бы родителям о том, что влюбились друг в друга. При этом каждый из 15 артистов отвечал на разные вопросы и представлял разные сцены. Кого-то просили отвечать от своего лица, а перед другими либо ставили задачу не выходить из образа героев трагедии, либо представить реакцию близкого друга в предлагаемых обстоятельствах. Тесты усложняло еще одно условие: канадские артисты должны были говорить с британским акцентом.

Результаты научно-творческой работы оказались поразительными: картина активности мозга изменялась в зависимости от сценария теста. Сравнив сканы мозга участников, которые представляли близких друзей или отвечали от своего лица, ученые заметили снижение активности в некоторых областях префронтальной коры мозга. Такие же изменения фиксировались в психологических тестах, связанных с изучением теории разума и направленных на исследование способности угадывать чувства и мысли собеседников.

Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»

Аналогичные изменения обнаружились и при анализе сканов мозга тех актеров, которые вживались в роли. Вероятно, во время этого процесса люди примеряют на себя характер третьего лица, предположили ученые. Параллельно с этим выяснилось, что у артистов, перевоплотившихся в персонажей трагедии, снижалась активность в двух областях префронтальной коры мозга, связанных с самоидентификацией.

«Деактивация, связанная с подавлением самосознания, соответствует вовлечению актера в роль и характер героя, — размышляет Браун. — Подобное снижение активности происходило также, когда участники меняли акцент».

Находясь в образах Ромео или Джульетты, актеры помогли ученым заметить вспышки активности в предклинье полушарий мозга, среди прочего отвечающего за сознание и память. «Актеры разделяют свое сознание, но одновременно контролируют и себя, и новый характер», — пояснил Браун.

Возможно, для профессиональных артистов действительно нет ничего загадочного в их ремесле: подумаешь, стать на время другим человеком. Однако искусство перевоплощения по-прежнему вызывает трепет не только у публики, но и у нейрофизиологов.