Стиль
Впечатления «Оскар-2019» и его попытки пережить кризис идентичности
Стиль
Впечатления «Оскар-2019» и его попытки пережить кризис идентичности
Впечатления

«Оскар-2019» и его попытки пережить кризис идентичности

Фото: Steve Granitz/WireImage
По просьбе «РБК Стиль» главный редактор «Москвич Mag» и кинообозреватель Геннадий Устиян объясняет, каким образом метания «Оскара», свидетелями которых мы были последние месяцы, сказались на результатах 91-й церемонии вручения наград.

Все началось с того, что «Оскар» остался без ведущего — это то же самое, как если бы тамада не явился на свадьбу. Комик Кевин Харт, выбранный Академией вести церемонию, оказался в центре скандала из-за давних гомофобных постов и отказался от роли ведущего. Вдруг стало понятно, что это не самая выгодная работа в нынешнем шоу-бизнесе. Почти никто из ведущих прошлых лет не избежал критики за неудачные шутки, и особенно — за неуклонное падение телевизионного рейтинга церемонии «Оскара».

В итоге нынешнее вручение впервые за 30 лет обошлось совсем без ведущего, что, с одной стороны, пошло церемонии на пользу (она длилась 3 часа 17 минут, что все равно многовато, но все же на 36 минут короче прошлогодней), с другой — шоу превратилось в скучное объявление победителей с вставными музыкальными номерами.

Нынешняя церемония вдруг стала напоминать «Грэмми» последних лет — не только тем, что открывалась выступлением Queen и Адама Ламберта, певшего за Фредди Меркьюри, но и засильем чернокожих кинематографистов — «Оскар» по-стариковски старается быть в тренде. За роли второго плана награды достались Реджине Кинг и Махершале Али, Спайк Ли унес награду за адаптированный сценарий, а главный «Оскар» получила «Зеленая книга» о расовых проблемах 1960-х — к ужасу самих чернокожих, которым в фильме свысока рассказали, что они не такие уж и плохие.

Дядя «Оскар» пытается быть релевантным, но иногда ему лучше было бы остаться дома. Чего стоила неудачная попытка вручать статуэтки в так называемых «технических» номинациях во время трансляции рекламы, то есть так, чтобы зрители не видели, кто получил награды за монтаж и лучшие костюмы. Кинематографисты ответили решительным «нет», и организаторы церемонии стыдливо пошли на попятную. Так — шаг вперед, два шага назад — «Оскар» пытается соответствовать времени, в котором зрителям все меньше есть дела до его политики.

 

 

Лучший фильм года

«Зеленая книга»

Так как в этом году не было явного фаворита, любая победа была бы одновременно и ожидаемой, и сюрпризом. «Зеленая книга» до «Оскара» получила главный приз продюсерской гильдии, поэтому победа фильма никого не шокировала.

Кадр из фильма «Зеленая книга»
Кадр из фильма «Зеленая книга»

С другой стороны, она выдает троглодитскую старомодность академиков. 29 лет назад самый видный чернокожий режиссер Америки Спайк Ли, выдвигавшийся как лучший сценарист, не получил «Оскар», зато лучшим фильмом в 1990 году был назван «Шофер мисс Дэйзи», где расовые отношения «объяснены» языком, понятным белым зрителям.

В этом году произошло полное повторение той неприятности — Спайк Ли сидел в зале и смотрел, как на сцене чествуют «Зеленую книгу», в которой рассказана примерно такая же история, только водитель и клиент поменялись местами. Это самый консервативный выбор, который могла сделать Академия из всех возможных. И он делает ее похожей на старую тетушку, которая пытается молодиться, но выглядит нелепо.

Спайк Ли
Спайк Ли

Остальные номинанты

«Черная Пантера», «Черный клановец», «Богемская рапсодия», «Фаворитка», «Рома», «Звезда родилась», «Власть»

 

 

Лучшая мужская роль

Рами Малек («Богемская рапсодия»)

Реальная битва в этой номинации шла между победившим Рами Малеком и Кристианом Бэйлом, у которого уже есть «Оскар» (правда, за роль второго плана). Оба сыграли исторических персонажей (причем Бэйл — ныне живущего, к тому же ради роли ему пришлось поправиться на 20 кг, что добавило ему очков в глазах академиков). Но кажется, сам фильм «Власть» о Дике Чейни был обойден почти полностью — из восьми номинаций он получил всего один «Оскар» — за грим (который действительно впечатляет). Малек к тому же стал первым египтянином (хоть и родившимся в Америке), получившим «Оскар» за мужскую роль. И тут почти ни у кого нет возражений — несмотря на то что Малек внешне совсем не похож на Фредди Меркьюри, к концу фильма об этом забываешь.

Рами Малек
Рами Малек

Остальные номинанты

Кристиан Бэйл («Власть»), Брэдли Купер («Звезда родилась»), Уиллем Дефо («Ван Гог: На пороге вечности»), Вигго Мортенсен («Зеленая книга»)

 

 

Лучшая женская роль

Оливия Колман («Фаворитка»)

Главный шок церемонии. Начиная с 1983 года Гленн Клоуз семь раз номинировалась на «Оскар», но всегда ее обходили более удачливые претендентки. Продюсеры фильма «Жена» специально придерживали его выход в прокат, чтобы попасть в оскаровский сезон, рассчитывая на победу актрисы. И тут Оливия Колман, которую до сих пор в Америке особенно и не знали, ворвалась в гонку с ролью королевы Анны в «Фаворитке» и получила хоть и заслуженный, но все равно омраченный несправедливостью «Оскар». «Я бы хотела рассказать вам о том, как вас люблю, совсем при других обстоятельствах», — сказала со сцены Колман с «Оскаром» в руке оставшейся сидеть на своем месте Клоуз.

Оливия Колман
Оливия Колман

Чем можно объяснить такой пируэт? Возможно, тем, что академики всегда обожали английских королев — Хелен Миррен получила «Оскар» за роль Елизаветы II, Джуди Денч — за роль Елизаветы I. Возможно, Гленн Клоуз нужно в следующий раз сыграть Марию Кровавую или Викторию.

Остальные номинантки

Ялица Апарисио («Рома»), Гленн Клоуз («Жена»), Леди Гага («Звезда родилась»), Мелисса МакКарти («Можешь ли ты меня простить?»)

 

 

Лучшая мужская роль второго плана

Махершала Али («Зеленая книга»)

Актер, умудрившийся победить в этой номинации уже второй раз за три года, воспользовался старой и не совсем честной уловкой — его роль пианиста Дона Ширли фактически равна главной роли, сыгранной его экранным партнером Вигго Мортенсеном. В таких случаях актеры побеждают в этой номинации не совсем честно — играя не второстепенные роли, а именно что полноценные главные. Именно поэтому у Сэма Эллиотта, Адама Драйвера, Ричарда Е. Гранта и Сэма Рокуэлла, прекрасно справившихся со своими второстепенными ролями, не было шанса.

Махершала Али
Махершала Али

Остальные номинанты

Адам Драйвер («Черный клановец»), Сэм Эллиотт («Звезда родилась»), Ричард Е. Грант («Можешь ли ты меня простить?»), Сэм Рокуэлл («Власть»)

 

 

Лучшая женская роль второго плана

Реджина Кинг («Если бы Бил-стрит могла говорить»)

Настоящая битва шла между Эми Адамс и Реджиной Кинг — обе актрисы из «Фаворитки» естественным образом устранили друг друга (как выбирать между Эммой Стоун и Рэйчел Вайс, не очень понятно), а у Марины де Тавиры в «Роме» совсем незначительная роль. Победила Кинг, и это делает Эми Адамс почти подругой Гленн Клоуз по несчастью — с шестью номинациями у нее пока нет ни одного «Оскара».

Реджина Кинг
Реджина Кинг

Остальные номинантки

Эми Адамс («Власть»), Марина де Тавира («Рома»), Эмма Стоун («Фаворитка»), Рэйчел Вайс («Фаворитка»)

 

 

Лучший режиссер

Альфонсо Куарон («Рома»)

Увлечение «Оскара» мексиканскими режиссерами уже кажется манией — за последние шесть лет пять раз «Оскар» в этой номинации получали именно мексиканцы (исключение составил Дэмьен Шазелл два года назад). У Куарона уже есть один «Оскар» за «Гравитацию», и это особенно омрачило тот факт, что в этом году был обойден впервые номинированный как лучший режиссер Спайк Ли, несмотря на 30-летнюю карьеру, влияние на американское кино и Гран-при жюри Каннского кинофестиваля за «Черного клановца».

Альфонсо Куарон
Альфонсо Куарон

Остальные номинанты:

Спайк Ли («Черный клановец»), Павел Павликовский («Холодная война»), Йоргос Лантимос («Фаворитка»), Адам МакКей («Власть»)

 

 

Лучший фильм на иностранном языке

«Рома» (Мексика, режиссер Альфонсо Куарон)

В этой номинации не случилось никаких сюрпризов. Все предыдущие четыре раза, когда претендент на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке номинировался и как лучший фильм года (а это случилось с «Дзетой» Коста-Гавраса в 1970-м, с «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи в 1999-м, c «Крадущимся тигром, затаившимся драконом» в 2001-м и c «Любовью» в 2013-м), он всегда получал «Оскар» в своей «иностранной» номинации. У остальных просто не было шанса, как бы вам ни понравились «Магазинные воришки».

Кадр из фильма «Рома»
Кадр из фильма «Рома»

Остальные номинанты

«Капернаум» (Ливан, режиссер Надин Лабаки), «Холодная война» (Польша, режиссер Павел Павликовский), «Работа без авторства» (Германия, режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк), «Магазинные воришки» (Япония, режиссер Хирокадзу Корээда)

 

 

Лучший анимационный фильм

«Человек-паук: Через вселенные»

Редкий случай, когда в этой номинации победил не фильм производства Disney и Pixar — за предыдущие 11 лет такое случалось только однажды. Вышедший в конце прошлого года «Человек-паук: Через вселенные» снят на студии Sony. Он свежо и умно рассказал историю чернокожего подростка Майлса Моралеса, который становится супергероем. У него появляется и коллега-девушка-паук, так что «Оскар» отмечает фильмы, пропагандирующие инклюзивность. И в этой традиционно «детской» номинации попытки «Оскара» стать моднее и современнее выглядят уместнее, чем когда он начинает вести себя во «взрослых» как слон в посудной лавке.

Кадр из анимационного фильма «Человек-паук: Через вселенные»
Кадр из анимационного фильма «Человек-паук: Через вселенные»

Остальные номинанты

«Суперсемейка 2», «Остров собак», «Мирай из будущего», «Ральф против интернета»