Календарь Pirelli: от постеров для дальнобойщиков до культового фотоальбома
![Фотография Альберта Уотсона для календаря Pirelli 2019](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/82/755501583478823.png)
Даром что итальянская корпорация Pirelli & C — один из старейших производителей шин, пятый в мире по выручке. Сегодня у большинства людей название Pirelli ассоциируется в первую очередь с фотографией. Поначалу, в 1962-63 годах, корпоративный календарь The Cal был набором рекламных постеров для кабины водителя грузовика: страницы пестрели моделями на фоне покрышек. Но британское представительство компании и конкретно арт-директор Дерек Фостер перекроили концепцию.
1964 год — Ливерпульская четверка на гребне волны, Джаггер с Хендриксом раздаются из каждого открытого окна, модницы то сооружают высоченные начесы, как у Брижит Бардо, то коротко остригают волосы, словно под линейку. И непременно запасаются всевозможными мини. На фоне этой активно прорезающейся свободы фотограф The Beatles Роберт Фриман схватил фотоаппарат и снял свою жену Сонни Дрэйн на пляже в одной джинсовой рубашке. Так началась история календаря Pirelli как сборника художественных фотографий, а не просто снимков девушек разной степени обнаженности на фоне продукции компании.
![Фотографии Роберта Фримана для календаря Pirelli 1964](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/60/755501551045602.jpg)
![Фото: Robert Freeman / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/88/755501551045885.jpg)
![Фото: Robert Freeman / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/88/755501551045889.jpg)
Календарь 1972 года доверили бывшей модели и фотографу Саре Мун — получились даже не снимки, а фотокартины, напоминающие полотна Эдгара Дега. Кстати, именно после съемки Мун на календарь обратили внимание спекулянты: они перепродавали каждую страницу за 100 фунтов как подлинное произведение живописи.
![Сара Мун](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/48/755501553675489.jpg)
![Фотографии Сары Мун для календаря Pirelli 1972](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/88/755501553765885.jpg)
![Фото: Sarah Moon / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/45/755501553766458.jpg)
![Фото: Sarah Moon / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/69/755501553766699.jpg)
В 1974-м грянул нефтяной кризис — The Cal временно приостановил выпуск, британские и зарубежные СМИ возмущались и протестовали, а преданные фанаты бережно собирали и издавали сборники со съемками за 10 лет существования календаря. Особенно удачная ретроспектива вышла у Дэвида Найвена — его издание разлетелось меньше чем за два месяца.
Съемки возобновились спустя десять лет, в 1984 году. Кресло арт-директора занял Мартин Уолш, попытавшийся повернуть время вспять. Точнее, он вернулся к ненавязчивой демонстрации шин Pirelli — товара, из-за которого, собственно, календарь и затевался. Например, первая съемка после долгого затишья выглядела так: обнаженные модели нежились на багамском пляже, а по песку расходились следы протектора новенькой шины P6.
![Фотографии Ува Оммера для календаря Pirelli 1984](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/21/755501556168218.jpg)
![Фото: Uwe Ommer / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/05/755501556271054.jpg)
![Фото: Uwe Ommer / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/27/755501556218273.jpg)
Впрочем, нативную рекламу обсуждали недолго — в 1987-м на первый план снова вышла художественная (а вместе с ней и социокультурная) ценность календаря. Все потому, что фотограф Теренс Донован, за добрых 30 лет до чехарды с diversity, отснял резонансный выпуск, позвав в объектив исключительно чернокожих моделей, в том числе и 16-летнюю прелестницу Наоми Кэмпбелл.
![Фотография Теренса Донована для календаря Pirelli 1987.
Модель: Наоми Кэмпбелл](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/50/755501557835506.jpg)
Модель: Наоми Кэмпбелл
Подхватив дух бунтарства, Барри Латеган в 1988 году разбавил вереницу девушек-моделей юношей в черно-белом костюме-коконе, скрывающем даже лицо. А в 1990-м из-под объектива Артура Элгорта вышел первый черно-белый Pirelli с девушками-атлетками, приуроченный к Олимпийским играм.
![Фотографии Барри Латегана для календаря Pirelli 1988](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/96/755501559867967.jpg)
![Фото: Barry Lategan / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/77/755501559802779.jpg)
![Фото: Barry Lategan / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/34/755501559928344.jpg)
К 1993-му руководство компании окончательно отказалось от любой рекламы шин в календаре. А 1994 год и вовсе оказался поворотным для издания. На страницы The Cal зашел Херб Ритц и подвел художественную черту под XX веком. Он запечатлел не кого-нибудь, а супермоделей, отведя каждой определенную роль в истории века. Так, Летиция Каста символизировала новый шик 50-х, а Синди Кроуфорд — откровенность 80-х. Отдав дань этим женщинам, Ритц окончательно вплел The Cal в гламурный и модный ландшафт — съемки для календаря приравнивались к съемкам для глянцевых обложек.
![Фотографии Херба Ритца для календаря Pirelli 1994](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/34/755501576717349.jpg)
![Фото: Herb Ritts / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/29/755501564979292.jpg)
![Фото: Herb Ritts / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/12/755501565092127.jpg)
![Фото: Herb Ritts / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/07/755501565038074.jpg)
Миллениум начался со съемки Марио Тестино с Жизель Бюндхен — и по страницам понеслась вереница див разной степени известности. В 2007-м в Pirelli отметилась даже Софи Лорен. А отданный на откуп Карлу Лагерфельду выпуск 2011 года превратился в альбом древнегреческих нимф, сатиров и богов.
![Фотография Марио Тестино для календаря Pirelli 2001.
Модель: Жизель Бюндхен](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/28/755501567081287.jpg)
Фотография Марио Тестино для календаря Pirelli 2001.
Модель: Жизель Бюндхен
Само собой, монументальный проект с многолетней историей и репутацией едва ли не как у Vogue не мог проигнорировать активно накаляющуюся тему феминизма и разных дискриминаций, за которые фэшн-воротилы то и дело получают по шапке. Так, в 2016-м Энни Лейбовиц поразмыслила над ролью женщины в современном мире и выдала серию лаконичных портретов на сером фоне. В проект попали Серена Уильямс, Патти Смит, Наталья Водянова и Йоко Оно.
Следующий именитый фотограф, Питер Линдберг, продолжил тему монохромных фото и переосмысления глянцевой красоты. С его легкой руки вышел первый календарь без капли ретуши, со страниц спокойно смотрели гранд-дамы Голливуда: Николь Кидман, Кейт Уинслет, Ума Турман и наша соотечественница — преподаватель МГИМО Анастасия Игнатова (чье появление наделало немало шума в российских соцсетях и СМИ).
![Николь Кидман](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/47/754823180509476.jpg)
![Кейт Уинслет](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/32/754823180158322.jpg)
![Пенелопа Крус](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/80/754823180162804.jpg)
![Хелен Миррен](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/95/754823180162950.jpg)
![Джулианна Мур](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/11/754823180470115.jpg)
![Робин Райт](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/78/754823180540781.jpg)
![Ума Турман](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/53/754823180568538.jpg)
45-й календарь Pirelli поручили Тиму Уокеру и главреду британского Vogue Эдварду Эннинфулу. Такого Pirelli свет еще не видел: смекалистый дуэт превратил Наоми Кэмпбелл, Вупи Голдберг, Пи Дидди, Ру Пола и еще 15 селебрити в героев сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Актер Джимон Хонсу, также участвовавший в этой истории, отметил, что подобная съемка — классный способ разговора о меньшинствах, к которым он относится. Примечательно и то, что Уокер, в сущности, продолжил дело Донована и отснял первый «тотал-блэк» Pirelli XXI века.
![Фотографии Тима Уокера для календаря Pirelli 2018](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/09/755501573021095.jpg)
![Фото: Alessandro Scotti / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/56/755501572958562.png)
![Фото: Alessandro Scotti / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/91/755501572956911.jpg)
![Фото: Alessandro Scotti / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/96/755501572956963.jpg)
![Фото: Alessandro Scotti / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/05/755501573323059.jpg)
![Фото: Alessandro Scotti / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/12/755501573021122.jpg)
![Фото: Alessandro ScottiAlessandro Scotti / pirellicalendar.pirelli.com](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/68/755501573022686.jpg)
В 2019-м на вахту создателя картин и смыслов заступил шотландец Альберт Уотсон. Чтобы понять, кто это, вспомните самые знаменитые снимки Альфреда Хичкока и Стива Джобса. Искусный портретист придумал историю четырех женщин.
![Альберт Уотсон](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/35/755501576283356.jpg)
Летиция Каста сыграла некоего Пигмалиона в женском обличье — художницу, работающую над скульптурой возлюбленного (Сергея Полунина). Джиджи Хадид изобразила одинокую девочку в золотой клетке, единственное утешение которой — беседы с другом (Александром Вэном). Артистке Американского театра балета Мисти Коуплэнд выпала роль танцовщицы, мечтающей о большой сцене, но работающей стриптизершей. В похожей истории оказалась героиня Джулии Гарнер, у которой никак не выходит стать портретистом.
![Фотографии Альберта Уотсона для календаря Pirelli 2019.
Модель: Джиджи Хадид](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/82/755501588060827.jpg)
![Джулия Гарнер](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/58/755501588277584.jpg)
![Летиция Каста и Сергей Полунин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/96/755501587938964.jpg)
![Мисти Коуплэнд](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/79/755501587904799.jpg)
Модель: Джиджи Хадид
Pirelli удачно смещает фокус с громких гендерных проблем на не менее важные — личные: нереализованность, одиночество, любовную драму. И неудобно как-то даже вспоминать, что всего лишь 50 лет назад The Cal, совершенно точно входящий сейчас в историю фотографии, считался дешевеньким календарем для дальнобойщиков. Что это, если не сила искусства?