Стиль
Впечатления 5 самых дорогих сцен в кино с начала века
Впечатления
5 самых дорогих сцен в кино с начала века
© Warner Bros.
Рассказываем о самых дорогих киноэпизодах 2000-х годов, в постановку которых создатели не пожалели вложить свыше пяти миллионов долларов.

Сегодня на экране можно изобразить практически все, что приходит в голову сценаристам и режиссерам, — драконов, динозавров, схватки космических кораблей и магические дуэли. Особенных успехов кинематографисты достигли в первом десятилетии нового века. В это время в крупных городах открываются первые мультиплексы, распространяются новые форматы кино, свой расцвет переживает компьютерная анимация. Кроме того, большую популярность получает жанр фэнтези, который трудно представить без зрелищных спецэффектов.

Чтобы сделать продукт, востребованный массовым зрителем, киноконцерны вкладывают в производство сотни миллионов долларов. Этого требует не столько звездный актерский состав, сколько современные технологии визуализации и сложные каскадерские трюки. На постановку отдельных эпизодов может уходить чуть ли не большая часть производственного бюджета. Даже десятисекундные сцены в некоторых фильмах 2000-х годов обошлись создателям в огромные суммы.

 

«Я — легенда»: крушение Бруклинского моста. $5 млн

Блокбастер «Я — легенда» планировали снять еще в середине 90-х, но первые реальные очертания картина приобрела только в 2004 году. Авторы много раз переписывали сценарий и никак не могли утвердить исполнителя главной роли. Сыграть центрального персонажа постапокалиптической истории мог, например, Арнольд Шварценеггер. В 2007 году фильм Френсиса Лоуренса вышел на экраны с не менее звездным Уиллом Смитом. Действие картины происходит в безлюдном Нью-Йорке. Единственный уцелевший человек — доктор Роберт Невилл. Остальные жители планеты погибли или были поражены искусственным вирусом и превратились в кровожадных хищников.

Предшествующие события показаны через воспоминания героя: ведется крупномасштабная эвакуация, в Нью-Йорке введен карантин. Перекрывая путь зараженным беженцам, военные самолеты бомбят центральный пролет Бруклинского моста. Мгновение спустя огромная конструкция обрушивается в воду, а вертолет с женой и дочерью доктора Невилла разбивается при столкновении с другой машиной. На создание этого эпизода понадобились шесть ночей, более тысячи статистов, настоящая военная техника и $5 млн. Кроме того, к съемкам была подключена береговая охрана, Министерство обороны и солдаты Национальной гвардии. Работу над постановкой сцены усложняли холода — съемки проходили в январе.

Фото со съемок фильма «Я — легенда»
© Warner Bros.

«Перл-Харбор»: бомбардировка военной базы. $5,5 млн

Еще больше средств потребовалось для сцены бомбардировки американской военной базы Перл-Харбор в одноименном фильме Майкла Бэя. На съемках было задействовано большое количество настоящей военной и авиационной техники, в том числе времен Второй мировой войны. Несколько самолетов Mitsubishi A6M Zero построили по уцелевшим чертежам в Оренбурге. В целом сцена получилась очень реалистичной: увидев самолеты, кружащие над заброшенной военной базой в Калифорнии, местные жители всерьез испугались, решив, что начались реальные боевые действия. 

© imdb.com

С особенным размахом в «Перл-Харбор» поставлена основная битва. За самое большое количество использованных взрывчатых веществ фильм вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Чтобы устроить шесть 182-метровых взрывов, съемочной группе понадобились 700 шашек динамита, 600 метров запального шнура, 15 тысяч литров бензина и 12 камер. Оснащение кораблей взрывчаткой заняло полтора месяца — на каждом судне установили по 500 бомб. Дополнительное время ушло на координацию действий съемочной группы и правительства Гавайев. В оригинале серия взрывов занимает всего семь секунд. Только благодаря монтажу хронометраж сцены удалось довести до двенадцати. Несмотря на это, в ее постановку создатели вложили немалых $5,5 млн. На съемку всей киноленты ушло около $140 млн, еще $79 млн было вложено в ее продвижение.

 

«Возвращение супермена»: вырезанная сцена возвращения героя на Криптон. $10 млн

Фильм «Возвращение супермена» — продолжение популярной франшизы о супергерое, выпущенное после двадцатилетнего перерыва. На производство этой киноленты компания Warner Bros. выделила рекордный бюджет $270 млн. Однако картина себя не оправдала. Касса составила скромные $391 млн и сделала фильм Брайана Сингера одним из крупнейших провалов в истории экранизаций комиксов. По мнению самого режиссера, все дело в переизбытке романтики и недостатке экшен-сцен. Другой возможной причиной неудач могло стать альтернативное начало фильма, измененное уже после съемок. Исходное вступление длилось пять минут и описывало возвращение героя на родной Криптон.

© imdb.com

Супермен долгое время путешествовал между галактиками на корабле из кристаллического криптонита, пока наконец не достиг безжизненных руин своей планеты. Из-за столкновения с радиоактивными обломками герой едва не погиб. Перед падением он успевает задать кораблю спасительный курс на Землю. Этим эпизодом и объяснялось длительное отсутствие Супермена на большом экране. Однако в окончательный вариант киноленты этот пролог не вошел — создатели вырезали его при монтаже. Они посчитали, что эпизод слишком контрастирует с остальным фильмом. И все бы ничего, если бы на съемку вступления не было потрачено $10 млн. Так оно стало одной из самых дорогих удаленных сцен в истории кино.

 

«Пароль "Рыба-меч"»: полет автобуса над Лос-Анджелесом. $13 млн

Триллер «Пароль "Рыба-меч"» тоже не принес высокой прибыли, несмотря на звездный каст. В фильме Доминика Сены («Угнать за 60 секунд») главные роли сыграли Джон Траволта, Хью Джекман и Холли Берри. В прокате фильм собрал чуть более $147 млн при производственном бюджете $102 млн. Признанием кинокритиков картина тоже не пользовалась — отзывы были в основном отрицательными. По сюжету бывший хакер Стэнли Джобсон после двух лет тюрьмы участвует в ограблении банка. Его нанимают для взлома государственных баз данных. Цель преступников — похитить $9 млрд из нелегальных правительственных фондов.

Самой дорогой стала сцена с участием вертолета. Аппарат CH-54 Flying Crane и привязанный к нему школьный автобус облетают центр Лос-Анджелеса. По пути техника врезается в здания и билборды, после чего эффектно приземляется на крыше небоскреба. В какой-то момент два троса из четырех обрываются и автобус оказывается в вертикальном положении, теряя часть своих пассажиров. В реальности съемка эпизода проходила в павильоне перед большим зеленым экраном. Группу людей посадили в автобус, который подняли и раскачали при помощи крана. Отснятые кадры потребовали сложной обработки. В результате на одну эту сцену было потрачено $13 млн.

© imdb.com

«Матрица: Перезагрузка»: погоня на шоссе. $40 млн

Вторая часть стала самой успешной лентой трилогии. При бюджете $150 млн кассовые сборы фильма составили более $742 млн. Только на спецэффекты ушло около $100 млн. Не удивительно, что картина получила две премии VES Award за лучшие визуальные эффекты. Продюсеры картины сильно сомневались, что вложения в оптические иллюзии и трюки окупятся. Исполнитель главной роли Киану Ривз по этой причине даже отказался от положенных ему $38 млн с продажи билетов. Почти такая же сумма была потрачена на постановку погони Близнецов и схватку между Нео и копиями агента Смита. Именно в этой сцене герой использует свой знаменитый трюк, одной рукой останавливая летящие пули.

Высокая стоимость эпизода объясняется его продолжительностью, а также большим разнообразием спецэффектов. Обучение актеров боевым искусствам началось задолго до съемок и продолжалось около восьми месяцев. А чтобы снять итоговые 17 минут, создателям фильма понадобилось 27 дней. Съемка погони на дорогах общего пользования оказалась проблематичной. 

© kinopoisk.ru

Специально для решения творческих задач на заброшенной военно-морской базе в Австралии было построено трехполосное шоссе протяженностью 2,3 км. Существенно сократить расходы помог концерн General Motors, пожертвовав 300 автомобилей. Если бы не это обстоятельство, вряд ли бы режиссер смог уложиться в заявленные $40 млн.