Как устроен театральный фестиваль NET и почему на нем нужно побывать в декабре
Фестиваль NET, он же — «Новый европейский театр» — появился в 1998 году. Его придумали театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский как независимый театральный фестиваль, поставляющий в Россию самый актуальный театр из-за границы и не только. Например, именно NET привез в 1998 году в Москву «Как я съел собаку» Евгения Гришковца из кемеровского театра «Ложа». На NET играли «Кислород» и «Бытие № 2» Виктора Рыжакова по текстам Вырыпаева, «Терроризм» и «Пластилин» Серебренникова.
В этом и заключается главное отличие «Нового европейского театра» от всех остальных фестивалей: арт-дирекция знает, что актуально сегодня, и предчувствует, что будет актуально завтра. И дело не только и не столько в географии.
Чтобы понимать, насколько NET был важен, стоит учесть, что в момент его создания не было, например, «Территории», фестиваля-школы современного искусства, еще одного ключевого поставщика актуальных театральных впечатлений в начале сезона.
NET привез в Москву Питера Брука, Алвиса Херманиса, Оскараса Коршуноваса, Томаса Остермайера, Кэти Митчелл, Яна Фабра, Пиппо Дельбоно, Михаэля Тальхаймера, Кристофа Марталера, Деклана Доннеллана, Гжегожа Яжину, Штэфана Кэги и театр Rimini Protokoll.
Многих — не по одному разу. Если зайти на сайт фестиваля в раздел «Архив», можно долго удивляться масштабу и географии всего, что было показано за 20 лет. Еще больше можно удивиться тому, что на старте фестиваля Давыдова и Должанский не только ездили за границу искать и смотреть спектакли на свои деньги, но и вкладывались в привозы некоторых постановок. С 2015 года NET живет без поддержки Министерства культуры. В 2016 году в то, чтобы российский зритель смог увидеть новый европейский театр, финансово вложился только Фонд Прохорова, который до сих пор остается генеральным партнером проекта.
NET не просто стал институцией, дающей возможность зрителям посмотреть передовой театр и расширяющей представления о том, каким в принципе может быть театр, не только отчасти воспитал новую российскую режиссуру, но и вписывал, да и продолжает помещать российские имена в контекст этого самого европейского театра. В афише десятых — Филипп Григорьян, Дмитрий Волкострелов, Семен Александровский, Максим Диденко, Театр взаимных действий, Юрий Квятковский, Марфа Горвиц — все они были и зрителями, и участниками NETа.
Одним из важных мест театральной силы был фестивальный клуб — его идею привезла одна из директоров фестиваля, Дарья Мещанкина, из Авиньона. В фестивальном клубе показывали кино и мультфильмы из программы Большого фестиваля мультфильмов, читали лекции и устраивали бесконечные обсуждения, а главное, туда можно было всегда прийти, почувствовать себя в кругу единомышленников и оказаться увлеченным беседой о чем-то важном. Такой формат общения для театрального сообщества сейчас кажется обычным, но именно NET задал тренд и показал, что вообще-то так тоже можно.
Театр в кино
В этом году фестивального клуба как такового нет, но клубная программа стала частью ретроспективы показа спектаклей разных лет в кинотеатре «Каро Октябрь». Они были подобраны таким образом, что демонстрировали: театр в кино — это не способ показать спектакль, это отдельный жанр. Так, когда в Москву приезжала «Долгая жизнь» Алвиса Херманиса, зрители оказывались внутри коммуналки, где старики доживали свою жизнь, будто внутри инсталляции Кабаковых. В кино можно разглядывать математически точную игру актеров крупным планом.
В Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде и Казани ретроспектива NET пройдет 8 и 9 декабря.
Кроме спектакля Алвиса Херманиса, который по политическим причинам больше не приезжает в Россию, в этих четырех городах можно будет увидеть «Войцека» французского хореографа Жозефа Наджа и «Мой большой спекталкь» испанца Давида Эспинозы.
Режиссер «Войцека» Жозеф Надж не имеет классического театрального образования, но изучал танец, философию, занимался восточными единоборствами и скульптурой. Его театр называют визуальным. Так, в свободной интерпретации пьесы Георга Бюхнера Надж превращает героев в песчаных существ, которые уже мертвы или еще не родились. Существа моются под душем из песка, едят, выкрикивают что-то нечленораздельное.
«Мой большой спектакль» режиссер Эспиноза играет пятимиллиметровыми куклами — фигурками из моделей для железных дорог, выстраивая из них бесконечные комбинации. Так что тут зрители кинотеатра обладают преимуществом и возможностью разглядеть всех «героев» постановки.
На какие спектакли еще можно попасть
Что касается основной программы, то, к сожалению, билеты на большую ее часть безнадежно распроданы, на «Мы берем это на себя» Кристофа Марталера sold out уже не первую неделю, как и на «NO43 ГРЯЗЬ» эстонского театра NO99. Интересно, что московский показ работы, вдохновленной «Мелким бесом» Сологуба и «Возможностью острова» Уэльбека, станет для театра последним — NO99 решил прекратить свою историю и сделает это в Москве.
Собственный проект юбилейного фестиваля — спектакль без режиссера, репетиций и декораций по пьесе иранского драматурга Нассима Сулейманпура «Белый кролик, красный кролик». История этого спектакля началась 17 лет назад, и за это время в нем сыграл и Стивен Фрай, и Вупи Голдберг. В московской версии примут участие Михаил Зыгарь, Антон Красовский, Алиса Гребенщикова, Анатолий Белый, Сергей Епишев и Юлия Ауг. По правилам, один актер может играть спектакль только однажды, текст он получает прямо на сцене, а публика и исполнитель оказываются практически уравнены в правах.
Билеты на показы трех проектов мастерской «Граунд Ходынка» под кодовым названием ХМАТ (Художественный междисциплинарный антитеатр) появятся в продаже в ближайшее время. Показы пройдут 14, 15 и 16 декабря. Зрители также могут смотреть их нон-стоп, а уходить и приходить можно будет в любое время, ограниченное лишь графиком работы галереи на улице Ирины Левченко.
Термин «ХМАТ» придумали художники Катя Бочавар и Алексей Трегубов в прошлом году. Это слово — и название самого действия, и имя жанра, соединяющего театр и совриск.
В основе ХМАТа «Диорама» повесть Владимира Сорокина «Метель» и картина «Владимирка» Исаака Левитана. Художница Марина Алексеева, известная по опере Владимира Раннего «Проза» в Электротеатре, будет постепенно создавать инсталляцию в пространстве галереи. При помощи «перископов» с дополненной реальностью обещают сделать диораму, внутри которой и будет происходить перформанс. А композитор Олег Макаров планирует поучаствовать в создании радиоспектакля по произведениям Сорокина.
В ХМАТе «Анданте» соединятся выставка, спектакль и радиопостановка. Исходные для него — спектакль «Анданте» Федора Павлова-Андреевича, который шел в Московском центре им. Мейерхольда и выставка «Петрушествие», которая была подготовлена в честь юбилея Людмилы Петрушевской в ММОМА. Обещают, что свидетели этих ХМАТов окажутся внутри звука и декорации спектакля.
ХМАТ «Ноопера ПИР» был создан арт-группой «МишМаш» (Михаил Лейкин, Маша Сумнина) и Шурой Чернозатонской специально для пространства «Граунд Ходынка». Зрителей пригласят в «театральный буфет-кабаре», посетители которого станут участниками перформанса.
Завершающий программу NET этого года спектакль «Ведьмы: Эфир» поставил выпускник Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова Клим Козинский. За время учебы Козинский успел изучить европейский театр, поассистировав на выпусках Ромео Кастеллуччи, Хайнера Геббельса и Теодороса Терзопулоса. Весной Козинский ездил в лабораторию театра Яна Фабра Troubleyn, после чего и появился этот спектакль.
Кстати, помните, как пару месяцев назад все ломились на показ «Ангела смерти» Фабра на фестивале «Территория»? Так вот, «Ведьмы: Эфир» — отличная возможность увидеть занятую в «Ангеле» Ивану Йозич в паре с коллегой по театру Марией Дафнерос. Две актрисы играют Альберта Эйнштейна и Николу Теслу и открывают зрителям чувственный потенциал науки. Да, билеты еще есть.