Стиль
Впечатления Ленин и кока-кола: ММОМА открыл выставку Александра Косолапова
Стиль
Впечатления Ленин и кока-кола: ММОМА открыл выставку Александра Косолапова
Впечатления

Ленин и кока-кола: ММОМА открыл выставку Александра Косолапова

Фото: пресс-служба ММОМА
Залы ММОМА на Гоголевском бульваре заполнили изображения Ильича и Горбачева, бутылок кока-колы и банок черной икры. В музее открылась выставка пионера соц-арта Александра Косолапова, противопоставившего в творчестве «свое» и «чужое», советское и западное.

Александра Косолапова называют одним из пионеров соц-арта. Хотя в первые годы после окончания Строгановки в 1969-м он получал государственные заказы и считался художником официальной идеологии. Правда, параллельно с этим создавал «подпольное» искусство, далекое от социалистического канона. Оно рождалось у него под влиянием поп-арта. В 1975 году Александр Косолапов одним из первых художников своего круга покинул СССР и эмигрировал в Нью-Йорк, где живет до сих пор.

Для первой в России персональной выставки Косолапова из частных и музейных коллекций привезли более сотни его работ. Расположенные в хронологической последовательности, они показывают 40 лет творчества Косолапова. Уже живя в эмиграции, художник выстраивал в своих работах цепочку сопоставлений и противопоставлений «своего» и «другого». Он сталкивал советскую и западную идеологии, соединяя в своих работах ордена СССР с банками супа Кэмпбелл, Горбачева c Уорхолом, Ленина с Микки Маусом, а Мавзолей с логотипом журнала Life. Косолапов видел идентичность советского строя и капиталистического империализма, их несостоятельность и утопичность.

Александр Косолапов. «Горби (золотой)», 1989

Александр Косолапов. «Горби (золотой)», 1989

Александр Косолапов. «Малевич — Черный квадрат», 1987
 
Александр Косолапов. «Малевич — Черный квадрат», 1987
 
Александр Косолапов. «Икра-Леф», 1982

Александр Косолапов. «Икра-Леф», 1982

В Музее современного искусства собрали все ключевые произведения Александра Косолапова. В том числе привезли знаменитую работу «Ленин и кока-кола»: логотип газировки здесь парит на фоне фирменного красного цвета марки, только нанесен не на бутылку, а на профиль Ленина. Художник вопрошает — что же настоящее: мир потребительских товаров или рай пролетариата, обещанный вождем большевиков?

Александр Косолапов. «Ленин-кока-кола», 1982
Александр Косолапов. «Ленин-кока-кола», 1982

Помимо живописных и графических работ на выставке представлены и скульптурные композиции Косолапова. Как человек, родившийся и выросший в советской Москве, он помнил монументы, довлевшие над горожанами в те годы. Но его личное отношение к скульптурам вроде «Рабочего и колхозницы» Мухиной было скептическим. В 1975 году, уже живя в Нью-Йорке, Косолапов нашел на улице голову Микки Мауса, которую затем надел на статую Ленина. Так родился персонаж-гибрид «Микки-Ленин».

Александр Косолапов. «Мики Малевич», 2006
 
Александр Косолапов. «Мики Малевич», 2006
 

Соц-арт Александра Косолапова, его «Горби-Мао» и писсуары с рисунками Малевича вряд ли оставят зрителей равнодушными. Убедиться в этом можно на выставке в ММОМА, которая продлится до 11 февраля.