Стиль
Впечатления Что общего у кофе и современного искусства?
Впечатления

Что общего у кофе и современного искусства?

Фото: пресс-служба illy caffè
Чтобы уберечь рестораторов от воровства красивых чашек для кофе illy, спроектированных Маттео Туном, внук основателя кофейного бренда решил сделать их произведениями искусства — и основал доступную каждому, постоянно растущую арт-коллекцию.

Современное искусство год за годом все глубже проникает в повседневную жизнь людей. Это происходит и благодаря многочисленным активностям компаний из совершенно разных сфер — от автомобилестроения до общепита. Модные марки, к примеру, организуют свои фонды, в которых с завидной периодичностью открываются выставки не только молодых, но и уже признанных художников. У Prada есть Fondazione Prada в Милане, построенный на месте индустриального квартала архитектурным бюро Рема Колхаса. У Louis Vuitton — здание-цветок Фрэнка Гэри в булонском лесу. В 2019 году Франсуа Пино, глава компании Kering, в которую входят Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta и другие, откроет новое пространство для экспонирования современного искусства в здании парижской биржи, атриум и внутренние помещения которой модернизировал японский архитектор Тадао Андо. BMW c 1975 года в рамках проекта Art Car регулярно отдавала в качестве своеобразного холста современным художникам свои автомобили.

Фото: пресс-служба illy caffè

Интересный проект, соединивший в себе искусство, дизайн и стремление сделать повседневную жизнь красивее, есть и у illycaffè — итальянского производителя высококачественного кофе, известного с 1933 года. А с 1992-го в рамках проекта illy art collection для создания необычной кофейной пары приглашаются самые известные художники: за четверть века его существования среди более чем сотни участников оказались Аниш Капур, Йоко Оно, Даниэль Бюрен, Роберт Раушенберг, Джефф Кунс и другие. Дизайн знаменитой чашки для эспрессо с характерной объемной ручкой, напоминающей пончик, был создан в 1991 году архитектором Маттео Туном. Чашки настолько понравились посетителям кафе по всему миру, что каждую смену рестораторы обнаруживали пропажу части из них.

Фото: пресс-служба illy caffè

Чтобы заинтересовать всех, кому форма новых чашек показалась настолько привлекательной, что непременно захотелось унести их с собой, внук основателя illycaffè Андреа Илли придумал интересный ход — стал приглашать известных художников к сотрудничеству и выпускать кофейные пары для эспрессо и капучино ограниченным тиражом (позднее художники также начали работать и над жестяными упаковками молотого кофе). При этом проект оказался настолько масштабным и заметным, что все художники работают над ним бесплатно.

Чтобы отметить 25-летие illy art collection, в Венеции в день открытия 57-й Биеннале современного искусства была представлена выставка Роберта Уилсона «БЛЮДЦЕ С ЛОЖКОЙ УБЕЖАЛИ! Все, что вы можете себе представить — правда», которая продлилась два с половиной месяца. Она выглядела как своеобразное путешествие через семь пространств, настоящие сказочные миры, каждый из которых наполнен визуальными и эмоциональными образами, а также населен животными: здесь оказались сибирский тигр в лесу, будто взятый с картин Иеронима Босха, механические кролики внутри старинных интерьеров, волки и действующие вулканы, краны и обезьяны в белом саду, элегантная пантера и неожиданный финал «Wunderkammer», — и все арт-объекты посвящены культовой чашке illy (официальный импортер illy в России — компания Lenmix)