На плакатах и марках: как рекламировали кино в СССР
![Фото: пресс-служба «Литфонда»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/37/754859553694379.png)
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — заявлял Владимир Ленин. В Стране Советов коммунистический кинематограф развивался, а вместе с ним совершенствовался и жанр киноплаката. Накануне масштабных торгов аукционного дома «Литфонд», на которые будут выставлены несколько сотен постеров, охватывающих период с 1920-х по 2000-е годы, «РБК Стиль» поговорил с экспертом Сергеем Бардиным об истории русского киноплаката, рекламе советских фильмов на спичечных коробках и интересе со стороны зарубежных коллекционеров.
![Сергей Бардин
эксперт аукционного дома «Литфонд»](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/57/754859558775578.png)
— Насколько в СССР был развит жанр киноплаката?
— История русского киноплаката начинается с октября 1908 года. В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться, поэтому задачей каждой кинофирмы было привлечение внимания к своей продукции.
Московские кинематографисты, работавшие на Государственной кинофабрике в 1920-е годы, были тесно связаны с замечательными художниками-графиками, исполнявшими красочные рекламные афиши первых отечественных художественных фильмов: Александром Родченко, Антоном Лавинским, Владимиром и Георгием Стенбергами.
Традиция, заложенная в 1920-е годы, сохранилась и в последующие десятилетия. Визитной карточкой шедевров киноискусства, созданных на «Мосфильме», стали выразительные рекламные плакаты Андрея Бельского, Бориса Зеленского, Михаила Хазановского, Юрия Боксера, Игоря Майстровского и многих других. Отечественные рисованные киноафиши, в ряде случаев выполненные с применением фотомонтажа, составляли единое целое с произведениями кинематографа.
— Насколько серьезно относились к жанру киноплаката и можно ли считать его одним из способов советской пропаганды?
— Конечно, в Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей.
— Как менялся киноплакат на протяжении десятилетий советской жизни?
— В 1920-е годы монтажное кино требовало от киноплаката нового
изобразительного языка, и так в одной композиции появились разномасштабные элементы. Для персонажей киноплакатов 1930-х характерен пафос и социальный оптимизм изображаемых героев. Однако к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, а его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакаты военных лет — это уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, любви, о том, во имя чего стоило побеждать. А в 1950-е киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики использовали язык соцреализма, подчеркивая торжественность момента истории.
![Рекламный плакат кино-романа в 7 частях «Из-за Розы», 1926](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/74/754859560444745.png)
![Рекламный плакат художественного фильма «Семеро смелых», 1936](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/95/754859560439951.jpg)
![Рекламный плакат художественного фильма «Дети капитана Гранта», 1936](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/78/754859560440789.png)
![Рекламный плакат документального фильма «Страна Советов», 1937](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/09/754859560443098.png)
![Рекламный плакат музыкальной кинокомедии «Волга-Волга», 1938](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/01/754859560439016.png)
![Рекламный плакат первой серии двухсеийного художественного фильма «Молодая гвардия», 1948](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/42/754859560443420.png)
![Рекламный плакат художественного фильма «Жди меня», 1949](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/54/754859560441549.png)
![Рекламный плакат художественного фильма-спектакля «Анна Каренина», 1953](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/64/754859560437645.png)
Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать свое мнение. Если стиль киноплаката 1920-х определял монтаж, то стиль «оттепельного» плаката определяет метафора.
А начиная с 1970-х киноплакат становится тесно связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате также стали играть фотография и живописное изображение.
— На какое время пришелся расцвет жанра киноплаката?
— Расцвет жанра киноплаката пришел как раз на время «оттепели». В начале
1960-х в главное издательство киноплакатов «Рекламфильм» пришла группа молодых художников: Мирон Лукьянов, Василий Островский, Вилен Каракашев. Они создали новый стиль, новый графический язык. Отечественные фильмы, ставшие признанными мировыми шедеврами, в их лице получили острых и самобытных мастеров кинорекламы. Традиционный киноплакат, построенный на портретных образах и на тонких психологических ассоциациях с содержанием фильма, обогатился современными графическими решениями.
![Рекламный плакат художественного фильма «Ко мне, Мухтар!», 1964](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/85/754859569355856.png)
![Рекламный плакат художественного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/62/754859569352623.jpg)
![Рекламный плакат кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/52/754859569353526.jpg)
![Рекламный плакат кинокомедии «Берегись автомобиля», 1966](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/46/754859569353462.jpg)
![Рекламный плакат музыкальной кинокомедии «Свадьба в Малиновке», 1967](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/86/754859569352869.jpg)
![Рекламный плакат двухсерийной кинокомедии «Золотой теленок», 1968](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/83/754859569355833.jpg)
![Рекламный плакат детективно-эксцентрической кинокомедии «Бриллиантовая рука», 1969](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/41/754859569352415.jpg)
— Помимо плакатов новинки кинематографа как-то рекламировались и продвигались в СССР?
— Помимо рекламных киноплакатов новинки кинематографа продвигались в том числе и в тележурналах, на спичечных коробках, на открытках и почтовых марках. Иногда возникало впечатление, что некоторая реклама, например, «Храните деньги в сберегательной кассе», бессмысленна, поскольку «Сбербанк» был единственным банком в стране. Однако это не так, поскольку в такой рекламе явно прослеживалась не просто попытка привлечения клиентов в сберкассы, а стремление уменьшить денежные массы, которые хранились «под подушкой» у населения.
— Откуда на торги попали плакаты и пользуются ли советские киноплакаты спросом у зарубежных коллекционеров?
— Лоты аукциона — киноплакаты из частных московских собраний нескольких коллекционеров. Как правило, торги привлекают не только российских, но и зарубежных собирателей, которых интересуют плакаты 1980-1990-х годов как произведения современного искусства, работы так называемой «шоковой эстетики».
![Рекламный плакат художественного фильма «Двадцать дней без войны», 1977](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/80/754859566079800.jpg)
![Рекламный плакат двухсерийного художественного фильма «Белый Бим Черное ухо», 1977](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/25/754859565862250.jpg)
![Рекламный плакат лирической кинокомедии «Служебный роман», 1977](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/83/754859565721833.jpg)
![Рекламный плакат двухсерийного художественного фильма «Москва слезам не верит», 1979](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/48/754859565777483.jpg)
![Рекламный плакат художественного фильма «Игла», 1988](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/79/754859568032795.jpg)
![Рекламный плакат двухсерийного художественного фильма «Очи черные», 1989](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/75/754859568954750.jpg)
![Трехчастный рекламный плакат галактического вестерна «Звездные войны» Cowboy (Ковбой), 1991](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/63/754859568474630.png)