Стиль
Впечатления На плакатах и марках: как рекламировали кино в СССР
Стиль
Впечатления На плакатах и марках: как рекламировали кино в СССР
Впечатления

На плакатах и марках: как рекламировали кино в СССР

Фото: пресс-служба «Литфонда»
Аукционный дом «Литфонд» 2 февраля проведет торги, на которые выставят собрание редких киноплакатов XX века. «РБК Стиль» рассмотрел постеры хитов советского проката и выяснил, как рекламировали кино в СССР и как плакаты становились средством пропаганды.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — заявлял Владимир Ленин. В Стране Советов коммунистический кинематограф развивался, а вместе с ним совершенствовался и жанр киноплаката. Накануне масштабных торгов аукционного дома «Литфонд», на которые будут выставлены несколько сотен постеров, охватывающих период с 1920-х по 2000-е годы, «РБК Стиль» поговорил с экспертом Сергеем Бардиным об истории русского киноплаката, рекламе советских фильмов на спичечных коробках и интересе со стороны зарубежных коллекционеров.

Сергей Бардин
эксперт аукционного дома «Литфонд»

Насколько в СССР был развит жанр киноплаката?

История русского киноплаката начинается с октября 1908 года. В то время художественные афиши театральных премьер и цирковых представлений стали неотъемлемой частью уличного оформления. На фоне всего этого многообразия киноплакат должен был выделяться, поэтому задачей каждой кинофирмы было привлечение внимания к своей продукции.

Московские кинематографисты, работавшие на Государственной кинофабрике в 1920-е годы, были тесно связаны с замечательными художниками-графиками, исполнявшими красочные рекламные афиши первых отечественных художественных фильмов: Александром Родченко, Антоном Лавинским, Владимиром и Георгием Стенбергами.

Традиция, заложенная в 1920-е годы, сохранилась и в последующие десятилетия. Визитной карточкой шедевров киноискусства, созданных на «Мосфильме», стали выразительные рекламные плакаты Андрея Бельского, Бориса Зеленского, Михаила Хазановского, Юрия Боксера, Игоря Майстровского и многих других. Отечественные рисованные киноафиши, в ряде случаев выполненные с применением фотомонтажа, составляли единое целое с произведениями кинематографа.

Насколько серьезно относились к жанру киноплаката и можно ли считать его одним из способов советской пропаганды?

Конечно, в Советском Союзе киноплакат был одним из основных визуальных средств агитации за утопическое коммунистическое общество и важным индикатором социокультурных перемен и ценностей.

Как менялся киноплакат на протяжении десятилетий советской жизни?

В 1920-е годы монтажное кино требовало от киноплаката нового
изобразительного языка, и так в одной композиции появились разномасштабные  элементы. Для персонажей киноплакатов 1930-х характерен пафос и социальный оптимизм изображаемых героев. Однако к концу десятилетия эстетический уровень плаката снижается, а его отличительной чертой становится схематизм. Киноплакаты военных лет — это уникальные свидетельства истории, напечатанные в одну-две краски на простой бумаге. Как и кино, они напоминали о доме, любви, о том, во имя чего стоило побеждать. А в 1950-е киноплакат становится сюжетно-психологическим, раскрывая содержание и дух фильма. Художники-графики использовали язык соцреализма, подчеркивая торжественность момента истории.

Относительная политическая свобода «оттепели» способствовала творческому раскрепощению художников. Плакатисты получили возможность выражать свое мнение. Если стиль киноплаката 1920-х определял монтаж, то стиль «оттепельного» плаката определяет метафора.

А начиная с 1970-х киноплакат становится тесно связан с изменениями, происходящими в обществе и сознании человека. Сюрреалистические комбинации, иносказания, аллегории, символичность — все средства были использованы для создания плакатов, отвечающих требованиям новой действительности. Большую роль в киноплакате также стали играть фотография и живописное изображение.

На какое время пришелся расцвет жанра киноплаката?

Расцвет жанра киноплаката пришел как раз на время «оттепели». В начале
1960-х в главное издательство киноплакатов «Рекламфильм» пришла группа молодых художников: Мирон Лукьянов, Василий Островский, Вилен Каракашев. Они создали новый стиль, новый графический язык. Отечественные фильмы, ставшие признанными мировыми шедеврами, в их лице получили острых и самобытных мастеров кинорекламы. Традиционный киноплакат, построенный на портретных образах и на тонких психологических ассоциациях с содержанием фильма, обогатился современными графическими решениями.

Помимо плакатов новинки кинематографа как-то рекламировались и продвигались в СССР?

Помимо рекламных киноплакатов новинки кинематографа продвигались в том числе и в тележурналах, на спичечных коробках, на открытках и почтовых марках. Иногда возникало впечатление, что некоторая реклама, например, «Храните деньги в сберегательной кассе», бессмысленна, поскольку «Сбербанк» был единственным банком в стране. Однако это не так, поскольку в такой рекламе явно прослеживалась не просто попытка привлечения клиентов в сберкассы, а стремление уменьшить денежные массы, которые хранились «под подушкой» у населения.

Откуда на торги попали плакаты и пользуются ли советские киноплакаты спросом у зарубежных коллекционеров?

Лоты аукциона — киноплакаты из частных московских собраний нескольких коллекционеров. Как правило, торги привлекают не только российских, но и зарубежных собирателей, которых интересуют плакаты 1980-1990-х годов как произведения современного искусства, работы так называемой «шоковой эстетики».