Стиль
Впечатления «Прибытие»: чему нас учат инопланетяне в кино
Стиль
Впечатления «Прибытие»: чему нас учат инопланетяне в кино
Впечатления

«Прибытие»: чему нас учат инопланетяне в кино

Фото: kinopoisk.ru
Посмотрев новый фильм Дени Вильнёва «Прибытие», кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян разбирается, что космос хотел сообщить нам с широких экранов раньше — в конце 70-х, 80-х, 90-х, и в 2013 году.

Обычно в кино пришельцы с других планет являются, чтобы захватить Землю из жадности, вредности или потому что все съели на своей родине. В вышедшем в прокат фильме Дени Вильнёва «Прибытие» похожие на гигантских кальмаров инопланетяне учат героиню Эми Адамс своему языку и совершенно новому для людей пониманию времени. Космос давно хочет сообщить нам то, о чем мы не догадываемся или забыли, — во всяком случае, так считают кинематографисты.

 

 

«Человек, который упал на Землю» (1976)

Дэвид Боуи оказался идеальным исполнителем роли инопланетянина — на момент съемок он читал биографию великого комика немого кино Бастера Китона, которого хотел сыграть в байопике, и был настолько худым, что одежду для съемок ему подбирали в детских магазинах. Его герой Томас Джером Ньютон прибывает на Землю, чтобы запастись водой для своей иссушенной планеты, и основывает компанию, чтобы заработать деньги для строительства корабля — надо же на чем-то вернуться домой.

Чему научил: Тому, что капиталистическая жадность может подмять под себя любую инопланетную силу.

 

 

«Инопланетянин» (1982)

В начале 1980-х Стивен Спилберг принес сайенс-фикшн в каждый дом — сентиментальная сказка о дружбе похожего на черепаху без панциря пришельца с мальчиком Элиоттом стала настолько популярной, что сместила «Звездные войны» с первого места в списке самых прибыльных фильмов всех времен.

Чему научил: Каждому ребенку нужен друг. Именно Спилбергу с его постоянным обращением к детству как к самому невинному и чистому периоду в жизни мы обязаны нынешней инфантилизацией кино, когда родители ходят смотреть «Миньонов» вместе с детьми, и еще неизвестно, кто из них получает больше удовольствия.

 

 

«Моя мачеха —​ инопланетянка» (1988)

К концу 1980-х тема космоса в Голливуде стала поводом для шуток. Пришелец с внешностью Ким Бейсингер получает приказ лететь на Землю, чтобы выведать у ученого вдовца (Дэн Эйкройд) всю информацию о мощном луче, который он отправил во Вселенную и чуть не погубил целую планету. Технарь увлекается блондинкой и учит ее, как это — любить по-земному.

Чему научил: Тому, что каждый мужчина, который встречал Ким Бейсингер в 1980-х, терял разум и волю. Больше ничему эта бестолковая, но милая комедия учить и не собиралась.

 

 

«Марс атакует!» (1996)

В этом посвящении трэшевому сайенс-фикшену 1950-х, которое вышло в прокат двадцать лет назад, как нигде проявляется человеконенавистнический угрюмый юмор Тима Бертона. Злобные марсиане приделывают голову Сары Джессики Паркер к телу собачки и разоряют Белый дом, не дав договорить президенту США Джеку Николсону его жалкое приветствие. Зрители плохо отреагировали на кэмповое эстетство и кровожадные шутки Бертона — фильм собрал в американском прокате меньше $40 млн и проиграл патриотическому блокбастеру «День независимости», который вышел несколькими месяцами раньше и стал самой прибыльной картиной года.

Чему научил: Спасти планету может самая неожиданная и самая назойливая вещь на свете — в данном случае тирольские напевы. Так что не ругайте попсу — кто знает, может, именно последний хит Джастина Бибера погубит следующих космических варваров.

 

 

«Побудь в моей шкуре» (2013)

Режиссер Джонатан Глейзер доводит до логического постмодернистского финала темы, на которые Николас Роуг высказался ровно 40 лет назад в «Человеке, который упал на Землю». Пришелец с внешностью Скарлетт Йоханссон заманивает жителей Глазго в свой фургон и убивает, но дает осечку, стоит ему только начать испытывать к людям нечто вроде сочувствия.

Чему научил: Никакие внеземные умы не смогут придумать ничего хуже того, что человечество уже придумало для себя.