Стиль
Впечатления До «Девушки в поезде»: 5 женщин, ставших детективами поневоле
Стиль
Впечатления До «Девушки в поезде»: 5 женщин, ставших детективами поневоле
Впечатления

До «Девушки в поезде»: 5 женщин, ставших детективами поневоле

Фото: kinopoisk.ru
В прокат вышла «Девушка в поезде» — триллер, в котором сильно пьющая героиня Эмили Блант должна устроить собственное расследование и отвести от себя подозрение в убийстве. Геннадий Устиян вспоминает, какими женщины-детективы были в кино раньше.

Фильмы с феминистским месседжем о девушках-детективах, которые не по службе, а по необходимости вынуждены рыскать по ночным улицам в поисках настоящего убийцы, чтобы самим не угодить под следствие или как минимум спасти свою репутацию — довольно редкий теперь поджанр. Но так было не всегда. 

«Зазубренное лезвие»
(1985)

Фильмы о загнанных в ловушку женщинах, которым приходится отказаться от многого, чтобы не только доказать равенство с мужчинами, но иногда даже защитить свою жизнь, были особенно популярны в 1980-х. В фильме по сценарию Джо Эстерхаза (через несколько лет он напишет вершину криминального жанра «Основной инстинкт») Гленн Клоуз играет адвоката Тедди Барнс, которая представляет интересы Джека Форрестера (Джефф Бриджес), обвиняемого в убийстве своей жены, богатой наследницы. Слово за слово, адвокат нарушает все этические профессиональные нормы и влюбляется в подзащитного, спасает его от электрического стула, а когда соображает, что убийца все же обвел ее вокруг пальца и охота началась уже на нее, разрабатывает план мести. Если перефразировать Джулию Ламберт из «Театра», она отомстила ему не как женщина, а как профи.

Кадр из фильма «Зазубренное лезвие»
Кадр из фильма «Зазубренное лезвие»

Мораль: Рабочую этику придумали для вашей же безопасности.

 

 

«На следующее утро»
(1986)

В середине 80-х Джейн Фонда была звездой номер один с двумя «Оскарами» на полке (за этот фильм она тоже номинировалась, кстати) и королевой аэробики. Ее героине в триллере «На следующее утро» повезло меньше. Алекс — второразрядная стареющая и сильно пьющая актриса, которая просыпается с похмелья и обнаруживает в постели труп какого-то мужчины. Следует череда совпадений, в результате которых она находит настоящего хорошего парня Тернера (снова Джефф Бриджес — видимо, в 1980-х он играл в каждом втором фильме). Может ли Алекс доверять новому парню, учитывая, что круг подозреваемых в ее любительском мини-расследовании состоит всего из пары человек? Но все кончается хорошо — убийцей оказывается бывший муж-парикмахер.

Мораль: Поговорка про старого друга, который лучше новых двух, давно устарела. Особенно если новый друг — молодой Джефф Бриджес, а старый пытается вас убить.

 

 

«Черная вдова»
(1987)

Агент ФБР, брюнетка Александра (Дебра Уингер) напала на след таинственной женщины, которая выходит замуж за миллионеров, а потом отправляет их на тот свет при помощи быстрорастворяющегося яда. Так как начальство считает ее домыслы чушью, Александра на общественных началах (на самом деле она просто помешалась на убийце) летит на Гавайи, где знакомится с черной вдовой, блондинкой Кэтрин (Тереза Расселл), как раз когда та присмотрела себе очередную жертву.

Знаменитый сценарист Рональд Басс, написавший, среди прочего, «Человека дождя» и «Свадьбу моего лучшего друга», даже включает в фильм смелый по тем временам в коммерческом кино лесбийский поцелуй Александры с Кэтрин (подтверждающий, что агент не столько выполняет свою работу, сколько просто влюблена в подозреваемую). Убийца, в свою очередь, не дура и подставляет новую подругу, сажая ее за решетку за совершенное ею убийство. Но волноваться не стоит — это фильм о том, что федеральный агент в своих методах не менее коварен, чем самые прожженные рецидивисты.

Мораль: Всегда доверяй интуиции и, когда нужно для дела, используй свои внешние данные.

 

 

«Беззащитный»
(1991)

Видимо, чужой опыт ничему не учит. Адвокат Тельма Кнудсен (Барбара Херши) не прерывает отношений с женатым мужчиной (Джей Ти Уолш), даже когда его обвиняют в производстве порнографии с участием малолетних, и он просит ее защищать его интересы. Этот триллер ничем бы не отличался от десятков подобных, если бы самое интересное не начиналось, когда остальные заканчиваются — после того, как Тельма помогает оправдать жену своего убитого любовника (для романтического флера в сюжет вплетен и симпатичный коп в исполнении Сэма Шепарда). Интересно, что фильм снял Мартин Кэмпбелл, который через четыре года перезапустил бондиану с Пирсом Броснаном в «Золотом глазе», а еще через 11 лет повторил этот трюк с Дэниелом Крэйгом в «Казино Рояль». Явно продюсеры бондианы изучили «Беззащитного» и поняли, что им нужен именно такой человек.

Мораль: Жена любовника Тельмы оказывается ее одноклассницей. Это лучший довод против искушения ходить на встречи выпускников — ничего хорошего из этого не выйдет.

 

 

«Амнезия»
(2003)

В конце 1990-х и на протяжении всех нулевых Эшли Джадд была королевой фильмов («Двойной просчет», «Особо тяжкие преступления») про женщин, которые вынуждены в одиночку мстить за свои обиды. В «Амнезии» Джадд играет офицера полиции Джессику Шепард, которая лечит детскую травму (отец убил мать, а потом покончил с собой) странным способом — напиваясь и знакомясь с незнакомцами в барах Сан-Франциско. Когда ее бывших любовников начинают убивать одного за другим, профессиональные обязанности смешиваются с личными проблемами, и Джессика становится подозреваемой. Самое время найти убийцу в одиночку.

Мораль: Разборчивость и чистоплотность — прекрасное качество и на работе, и в отношениях с мужчинами, Джессика.