Стиль
Впечатления 10 лучших сиквелов в истории кино
Впечатления

10 лучших сиквелов в истории кино

Фото: kinopoisk.ru
Вышедший в прокат «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся» скорее не оправдал ожиданий зрителей, которым понравилась первая часть. Но иногда сиквелы получаются удачными и не уступают оригиналам, а иногда и превосходят. «РБК Стиль» приводит 10 примеров.

«Чужие» (1986)

Первый «Чужой» (1979) Ридли Скотта – безусловный шедевр, и чем больше проходит времени, тем лучше он смотрится. Ровно 30 лет назад Джеймс Кэмерон сделал невозможное – сделал сиквел не хуже оригинала, только совсем в другом жанре. Там, где у Скотта был драматичный хоррор, у Кэмерона – боевик высшей пробы. Тварей стало много, Рипли вместо кошки получает под опеку девочку Ньют, а реплику ближе к финалу «Get away from her, you, bitch» до сих пор повторяют в совершенно разных ситуациях. Взяв чужой материал, Кэмерон задал стандарты экшена на экране на три десятилетия вперед.

 

 

«Крепкий орешек 2» (1990)

Идеальное развитие концепта для второй части настоящего боевика – если действие первого фильма происходило в захваченном преступниками небоскребе, то во втором место действия - аэропорт. В сиквеле прием именно этой франшизы, где герой Брюса Уиллиса спасает мир от плохих ребят в замкнутом пространстве, все еще находились новые идеи – позже, к четвертому и пятому фильмам франшиза скатилась к банальным пенсионерским ходам. Крепкий мастер боевика Ренни Харлин подхватил за Джоном Мактирненом историю про вечно попадающего в самое пекло Джона Макклейна и сделал динамичный и в чем-то веселый фильм. Смотришь на такие рукодельные работы и сожалеешь, что сейчас все отдано на откуп спецэффектам.

 

 

«Терминатор 2» (1991)

Тот самый случай, когда все единодушны — это сиквел, по всем статьям превзошедший своего предшественника. Терминатор из отрицательного героя превратился в положительного, миры нынешнего и будущего усложнились, а спецэффекты, особенно в сценах со злодейским роботом Т-1000, опередили время и казались фантастикой. Жаль, что это был последний по-настоящему хороший фильм во франшизе.

 

 

«Бэтмен возвращается» (1992)

После того, как вышедший тремя годами раньше первый «Бэтмен» стал хитом (больше 400 миллионов долларов в мировом прокате при бюджете всего 35 млн), Тим Бертон получил полную свободу. В итоге он снял настолько мрачный и совершенный фильм, что испугавшиеся продюсеры третий отдали снимать Джоелу Шумахеру. Второй «Бэтмен» при этом остался в истории как самый красивый во всей франшизе, и сразу с тремя злодеями вместо одного — Пингвином, Кошкой и Максом Шреком.

 

 

«Ценности семейки Адамс» (1993)

Тот самый случай, когда второй фильм снят не только потому что первый хорошо прошел в прокате, а потому что сценаристы придумали убедительное продолжение. В снятом двумя годами раньше оригинальном полнометражном фильме Барри Зоненфельд скорее представляет нам героев. Во втором фильме играющие детей Кристина Риччи и Джимми Уоркмен с таким знанием дела пытаются избавиться от новорожденного братика и заодно — от подлой невесты дяди Фестера, что берут новые высоты, которых не достигли в первой части.

 

 

«Парк Юрского периода 2» (1997)

Первый «Парк» Стивен Спилберг умудрился снять в том же году, когда сделал и «Список Шиндлера», принесший ему первый «Оскар». Компьютерные технологии в 1993-м совершили революцию в кино, но на второй части режиссер не расслабился. Наоборот, если первый «Парк» служил прологом и предупреждением о том, что не нужно ставить опыты над природой, второй показал, почему именно не стоит этого делать — вся последняя часть фильма, где тиранозавр охотится на людей на улицах Сан-Франциско, — прямая цитата из «Носферату» Мурнау и совет: не пытайтесь нажиться на природе, она отомстит именно тому человеку, который думает, что его спасут деньги и влияние. Деньги и влияние? Против голодного динозавра это ничто.

 

 

«Крик 2» (1997)

Если революционный первый «Крик» обновил жанр хоррора для циничного поколения зрителей 1990-х, то вышедший всего через год сиквел пошел еще дальше. Сцена в самом начале фильма, когда Джада Пинкетт Смит становится жертвой маньяка в маске прямо на фоне экрана, на которой показывают выдуманную киноверсию первого «Крика», и перед улюлюкающими от радости зрителями, думающими, что перед ними часть шоу, — стала классической и иллюстрирующей постепенное привыкание к насилию как к развлечению уже не на экране, а в жизни. Да, и герои весь фильм говорят о том, что сиквелы почти всегда хуже первых частей — за это «Крик 2» заслуживает дополнительного балла.

 

 

«Блэйд 2» (2002)

Первая история о полувампире-получеловеке, снятая Стивеном Норрингтоном в 1998-м, была просто неплохим экшеном с очень красиво сделанной в самом начале сценой нападения вампиров на дискотеке. Доставшееся великому Гильермо Дель Торо продолжение совсем не похоже по стилю и серьезности высказывания на первую часть и уж тем более на последовавшую через два года третью. Дель Торо сделал кино о новой зловещей мутации среди вампиров, которая грозит поглотить не только человечество, но и своих прародителей. Вампиры за десятилетия существования на экране превратились во вполне благородных персонажей и даже интеллектуалов, вызывающих скорее любопытство, чем страх. Снявший почти весь фильм в пражских подвалах Дель Торо вернул тот экзистенциальный ужас, который испытывает человек при одной мысли, что можно превратиться в мерзкую тварь, у которой изо рта выдвигается крайне физиологически отталкивающая дополнительная челюсть. Поэтому, когда в финале Уэсли Снайпс на руках выносит на солнце Леонор Варелу, это не только акт защиты человечества, но и полная поэзии забота о красавице, которая не заслужила превращения в чудовище.

 

 

«Шрек 2» (2004)

Все нулевые годы мы провели с зеленым болотным людоедом, но когда заканчивался первый фильм 2001 года, не очень было понятно, что можно еще придумать после того, как Шрек спас принцессу Фиону. Вроде сказочке конец. Ничего подобного — во втором фильме началось самое интересное — жизнь после венчания. Именно во втором Шреке было удачно протестировано позитивное, инфантильное зрелище для зрителей от шести до девяноста, при просмотре которого каждая аудитория получает свое: дети — сказку, взрослые — шутки про брак и попурри из хитов последних тридцати лет. Возросшее качество сказалось и на сборах: если первый «Шрек» принес 484 млн долларов в мировом прокате при бюджете 60 млн, то второй — уже 919 млн при бюджете 150 млн.

 

 

«Темный рыцарь» (2008)

В «Бэтмене: Начало» (2005) Кристофер Нолан показал, насколько далеко от бэтменианы 1990-х он готов зайти. К началу работы над сиквелом он дал себе полную свободу и снял фильм, который стал хитом проката и одновременно — одним из самых выдающихся достижений в кино нулевых. То есть, одну из самых дорогих и прибыльных артхаусных картин в истории кино, которую украшает бесстрашная игра Хита Леджера в роли Джокера. Оказалось, что переиграть Джека Николсона сложно, но возможно.