Стиль
Впечатления Кандинский, Марк и «Синий всадник» на выставке в Базеле
Впечатления

Кандинский, Марк и «Синий всадник» на выставке в Базеле

Франц Марк. «Большие синие лошади», 1911. Фрагмент
Франц Марк. «Большие синие лошади», 1911. Фрагмент
До 22 января 2017 года в Швейцарии идет выставка-блокбастер, посвященная арт-объединению «Синий всадник». Как вступившие в него художники разожгли огонь экспрессионизма в Германии начала XX века, в Фонде Бейлер рассказывают на примере 90 их работ.

Одну из ярчайших довоенных арт-групп — «Синий всадник» — вместе с Францем Марком создал перебравшийся из России в Германию Василий Кандинский. Это случилось после того, как его абстрактное полотно, отправленное на третью выставку «Нового художественного общества Мюнхена» (с 1909 года оба автора входили туда наряду с Габриэле Мюнтер, Алексеем Явленским, Марианной Веревкиной и другими художниками), не взяли — картину Кандинского сочли слишком крупной. В знак протеста участники только что появившегося «Синего всадника» устроили свою первую выставку в мюнхенской галерее Танхаузер, показав более 40 произведений немецких, французских и русских художников. А на второй выставке, названной «черно-белой», «Синий всадник» выступил с графикой — всего около 300 работ.​ 

Открывать возможности цвета, освобождать плоскости от предметов и жестких художественных рамок в «Синем всаднике» решили все: от Пауля Клее и Августа Маке до перешедших к Кандинскому и Марку участников предыдущего сообщества, — Явленского и Веревкиной в частности. Взрывная арт-группа, благодаря которой появились новые жанры живописи, а Кандинский, в частности, перешел к абстракционизму, просуществовала до Первой мировой войны — после 1914 года «Синий всадник», участники которого оказались разбросанными по миру, перестает существовать.

Алексей Явленский. «Пейзаж в Мурнау. Оранжевое облако», 1909
Алексей Явленский. «Пейзаж в Мурнау. Оранжевое облако», 1909

Пять лет назад «Синего всадника» основательно исследовали в ГМИИ имени Пушкина: первая в России крупная выставка группы прошла там в сотрудничестве с мюнхенской Городской галереей Ленбаххаус, в коллекции которой сегодня находится больше всего (около тысячи) работ участников объединения. Многие из них музею преподнесла бывшая возлюбленная Кандинского Габриэле Мюнтер, которой удалось спасти от нацистов и работы ушедшего от нее после десяти с лишним лет отношений художника, и произведения его коллег по «Синему всаднику».

Всем, кто в ближайшие месяцы окажется в Базеле, предстоит увидеть более 90 работ участников объединения — в том числе очень редко экспонируемые, из российских и американских собраний. Отдельный зал Фонд Бейлер посвятил альманаху «Синий всадник», который объединение выпускало с 1912 года. «Орган подлинных идей» — так формулировали его смысл создатели, желая собрать в альманахе все новое и достойное, касающееся музыки, изобразительного и сценического искусств. На обложке первого номера изображен важный герой для Кандинского — Святой Георгий — в синем цвете, который, как считалось еще со времен романтизма, символизирует силу человеческого духа.

Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник» 
Василий Кандинский. Обложка альманаха «Синий всадник» 

Что касается второго основателя «Синего всадника» Франца Марка, его зрелая живопись была часто посвящена животным, представлявшимся ему высшего рода существами. «Я никогда не имел желания изображать животных такими, какими их вижу, — писал Франц Марк, прославившийся своими картинами с синими конями, своей жене Марии. — Я хотел писать их такими, какими они являются (такими, какими они сами видят мир и ощущают свое бытие)». ​Глубину синего Франц Марк подчеркивал сияюще-желтым, красноту горизонта перебивал ярким оттенком зеленого, а передний и задний планы объединял воедино, превращая фигуры лошадей в мягкий, почти абстрактный рисунок и повторяя их изгибы в линиях холмов. Несколько его картин по этой теме в Фонде Бейлер можно изучить наряду с ключевыми работами Кандинского, а также их творческих союзников.

Выставка «Кандинский, Марк и "Синий всадник"» в Фонде Бейлер (Базель, Швейцария) открыта с 4 сентября до 22 января 2017 года.