Пролетарский шаропоезд: изобретения, опередившие время
Высокоскоростной поезд Ожидание признания: 32 года (1932 — 1964 гг.)* * Здесь и далее — время от изобретения до начала широкого применения.
От Москвы до Ленинграда за три часа, до Иркутска — за 30 вместо пары дней. Скоростные поезда были не просто фантазией уже в 30-х годах прошлого века. Причем их первые прототипы появились в СССР. Молодой инженер Николай Ярмольчук предложил отказаться от привычных железнодорожных путей, заменив их желобом. Колеса прототопа представляли собой «обутые» в резину шары в человеческий рост с установленными внутри электродвигателями. Свое изобретение Ярмольчук окрестил шаропоездом и замахнулся на скорость в 300 км/ч. Столь внушительные перспективы обратили на себя внимание властей, которые, руководствуясь лозунгом «Догнать и перегнать», дали зеленый свет дальнейшим разработкам и испытаниям поезда.
В 1932 году Ярмольчук построил уменьшенную модель, состоящую из пяти вагонов. На испытаниях она развивала скорость 70 км/ч. Год спустя Совет народных комиссаров дал распоряжение «в кратчайший срок» приступить к строительству опытной шаролотковой дороги Москва — Электросталь — Ногинск. Окончание работ планировали на 1934 год. Но в итоге уверенность в том, что традиционные железные дороги еще не исчерпали своих возможностей, взяла верх. А о проекте Ярмольчука просто забыли. Хотя инженеру и удалось заглянуть в будущее. Его шаропоезд был обтекаемой «самолетной» формы, сильно напоминая ту, которую имеют современные скоростные поезда. В итоге первый скоростной поезд начал курсировать лишь в 1964 году в Японии.
Солнечные батареи Ожидание признания: 81 год (1883 — 1954 гг.)
Сегодня солнечные батареи применяются повсюду, начиная от Международной космической станции и заканчивая фондохранилищем Эрмитажа, и даже продаются в магазинах IKEA. Столь широкое применение альтернативный источник энергии получил в последние несколько десятилетий. А вот изобретен был еще в конце XIX века. В 1873 году английский инженер-электрик Уиллоуби Смит обнаружил чувствительность селена к свету. А через десять лет американский ученый Чарльз Фриттс создал первый солнечный элемент, покрыв селен тонким слоем золота. Правда, КПД его был ничтожно мал — в электричество преобразовывался лишь 1% солнечного света. Через 70 лет об источнике альтернативной энергии заговорили вновь. 25 апреля 1954 года специалисты компании Bell Laboratories заявили о создании первых солнечных батарей на основе кремния. А спустя всего четыре года в США был запущен первый спутник с солнечными батареями. В XXI веке в небо поднялся первый самолет, использующий исключительно солнечную энергию. Разработку показали публике в июне 2009 года, а еще через шесть месяцев самолет совершил первый полет.
Самолет на солнечных батареях Solar Impulse 2
Контактные линзы Ожидание признания: 82 года (1888 — 1970 гг.)
«Революцию» совершил чешский ученый Отто Вихтерле. В 1960 году он синтезировал новый полимер, который мог поглощать воду, и изготовил из него мягкие контактные линзы. Его патент позже купила компания Bausch and Lomb и вывела новинку на рынок. Широкое распространение изобретение получили чуть позже, в 70-х, когда появилось новое поколение линз — силикон-гидрогелевые, носить которые было комфортнее.
Автоответчик Ожидание признания: 71 год (1904 — 1975 гг.)
Агрегат весом полтора центнера с восковыми цилиндрами внутри — так выглядел первый телефонный автоответчик, изобретенный в 1904 году. Несмотря на внушительные габариты, с основной функцией — записью поступающих сообщений — он справлялся удачно. Но все же напугал своим внешним видом представителей телефонных компаний, которые отказались внедрять устройство в работу. Завоевание рынка автоответчики начали лишь в конце 60-х годов, когда изобретение компакт-кассеты с магнитной лентой позволило резко уменьшить их габариты. Но даже после этого внедрение новинки шло с трудом. Например, в США с 40-х годов действовал пролоббированный телефонными компаниями запрет на установку автоответчиков в частных домах. Когда нарушения закона стали массовыми, пресс-секретарь Нью-Йоркской телефонной компании Роберт Говард даже опубликовал статью в The New York Times, в которой сообщал, что нелегально установленные аппараты ухудшают качество связи и угрожают работе городской телефонной сети.
Образец автоответчика с компакт-кассетами на магнитных лентых 1960 года
Лишь в 1975 году Федеральная комиссия по связи сняла свой запрет на использование автоответчиков. Хотя предрассудки мешали их распространению еще долго. Та же The New York Times лишь в 1991 году признала, что автоответчики «могут быть полезными даже для простых граждан». |