Стиль
Впечатления «Попугай на плече — это не современное искусство. Это жест странного человека»
Стиль
Впечатления «Попугай на плече — это не современное искусство. Это жест странного человека»
Впечатления

«Попугай на плече — это не современное искусство. Это жест странного человека»

Фото: Пресс-служба премии Кандинского
Экспозиционер выставки номинантов премии Кандинского рассказал, почему хороший пиар для художника лучше чувства голода.

Антонио, что такое современное искусство в России? Это космический уровень мастерства или просто бизнес?

Современное искусство — это то, что сегодня создают художники. Многие работы могут быть провокационными, могут считаться просто непонятными для масс. Главное, что нужно знать зрителю — далеко не все музеи и галереи выставляют хорошее современное искусство. Ведь не все странное — это искусство. Гулять с попугаем на плече — это современное искусство? Точно нет! Это просто какой-то жест странного человека.

Для того чтобы показать зрителю именно качественное искусство и работают наши эксперты, отбирают номинантов. Задача премии - показать публике самое лучшее из созданного современными русскими художниками за последние два года

Список номинантов премии полон новых молодых имен. Современное искусство в России — это дело молодых?

Неоспоримое преимущество премии в том, что молодые художники могут выдвигаться сразу в двух номинациях — «Молодой художник» и «Проект года».


Работа номинанта премии Кандинского
Рината Волигамси из проекта «Снег»

 

Мы стараемся сделать акцент на молодых художниках, поскольку сама функция премии — это поддержка современного искусства, а молодым поддержка нужна больше, чем тем, у кого уже есть имя, контакты, возможности.

Россия сейчас в непростой экономической и политической ситуации. Ощущает ли это на себе современное искусство?

Кризиса таланта точно нет. В этом году в премии участвуют действительно потрясающие, сильные работы не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Екатеринбурга, Твери, Уфы, Краснодара. У тех, кто живет в этих городах, условия для работы и возможности совершенно иные, чем у жителей столицы, и мы даем им возможность выставиться в Москве.

Если же говорить напрямую о деньгах в сфере искусства в России... Скажем так, ситуация не в шоколаде. Понимаете, художники не то что не могут самостоятельно финансировать свои работы — они просто не должны этого делать. Поэтому хорошо, когда есть и государственное, и частное финансирование.

Выставка номинантов премии Кандинского — это действительно большая поддержка для художников в этой ситуации?

Выставка номинантов - некоммерческая, здесь нельзя купить работы. Но в чем я уверен совершенно, так это в том, что идея, будто художник должен страдать и жить в бедности, — это нездоровая идея. Когда в стране есть хороший вкус и интерес, в том числе коммерческий, к современному искусству — это всегда хорошо. Просто потому, что коммерческий успех для художника означает путешествия, и за рубежом он дает повод для восхищения не только своим искусством, но и своей страной.

Выставка проходит в кинотеатре «Ударник» — памятнике конструктивизма. Как обыгрывается в экспозиции концептуальная близость этого здания и идеи премии?

Для меня лично очень приятно работать именно в «Ударнике». Футуристическая идея прогресса, совершенно гениально воплощенная в этом здании, идеально сочетается с функцией премии: мы показываем то, что происходит в современном русском искусстве, его прогресс. Знаете, это как кино и попкорн — отлично идет вместе.

Что касается самого помещения, то оно действительно непростое. Но мы постарались сделать так, чтобы экспозиция не нарушала правил здания и геометрию его помещений. Большие по размеру инсталляции мы расположили в кинозале - там высота потолка 14 м. В подвале же — произведения более камерные.

Чем выставка номинантов премии должна быть интересна посетителям?

Я считаю себя экспертом в видеоарте. Слово «видео» значит «я вижу» (от латинского videre). Вот это и будет моим наставлением посетителям — смотрите внимательно. Читайте тексты, экспликации к объектам, ведь современное концептуальное искусство не всегда воспринимается одним созерцанием, нужен диалог с работой. Многие думают: приду и за 10 минут все посмотрю. Но ведь каждая работа требует времени. Я советую всем: даже если неинтересно, подождите! Часто ведь бывает так — смотришь на работу и думаешь: «Ну и что?» А потом читаешь текст, лучше понимаешь замысел автора и говоришь себе: «Слушай, интересно! Я об этом не думал».


Беседовала Виктория Закревская