Стиль
Впечатления «Униформа и "имидж на публику" не для меня»
Впечатления

«Униформа и "имидж на публику" не для меня»

Фото: Итар-Тасс
Дизайнер Карим Рашид — о комфорте и настоящей роскоши

Создатель множества проектов интерьеров, мебели, осветительных приборов приехал в Москву на празднование десятилетия журнала Light Design и рассказал “РБК.Стиль” о своем понимании роскоши и новых решениях, показанных в Милане на Salone del Mobile.

В ваших интервью и лекциях вы постоянно говорите, что человек, который ничего не создает, мертв. Но, если все будут что-то бесконечно создавать, на Земле просто не останется места, нет?

— Мы все что-то делаем, с кем-то сотрудничаем, соавторствуем. Это необязательно должны быть вещи, здания, сооружения, занимающие место на Земле. Это могут быть мысли, идеи. Не обязательно всем быть дизайнерами, чтобы творить. Все может быть творчеством. Даже, скажем, хирургия. Придумал новый способ вырезать аппендицит — уже творец. Креативность заложена в человеческой ДНК. Моя философия в том, что существует pro-creation (прото-креативность) — это просто размножаться, делать детей — и интеллектуальное творчество. Можно делать и то и другое, можно что-то одно, но непременно хорошо. Если уж заниматься только деланьем детей, то надо, чтоб дети получались как следует!

Вы занимаетесь и архитектурой, и промышленным дизайном. Каких проектов у вас сейчас больше?

Если посмотреть, над чем работает сейчас мой офис, то примерно 60% — дизайн, 40% — архитектура.

В свое время вы оформили в России бутик π для компании Bosco di Ciliegi. Сейчас у вас есть проекты в нашей стране?

Работаю над проектами торгового молла и кондоминиума в Санкт-Петербурге. Надеюсь, будут и еще проекты. Каждый раз, когда я бываю в России, хочется создать здесь еще что-нибудь интересное. Пространства у вас хватает! (Смеется.)

Вы работаете для фирмы светильников Artemide, в Москве читаете лекции о роли света в интерьере. Свет так важен для вас?

Эти технологии постоянно и стремительно развиваются. LED-светильники скоро заменят все прочие. Экономично, дает много возможностей для дизайнера интерьеров. Не нужно привязываться к лампе посреди потолка, можно по-разному подсвечивать разные поверхности. Искусственное освещение становится частью окружающей среды. Иногда меня просто убивают старания натыкать множество ламп, куда только можно. Это же еще и ужасно дорого! Дизайн, в том числе дизайн освещения, должен быть практичным. В отелях делают, «чтоб было красиво», чтоб ванная была вся в мраморе. Для меня идеален номер, где в ванной света достаточно для того, чтобы я идеально побрился. Это и есть luxury — просто в устройстве и потреблении, комфортно.

Сейчас пишут о возвращении моды на ретро, классику…

Знаете, это такая простая игра: производители платят вашим коллегам из специализированных изданий за то, что те пишут, что в моде барокко. И в итоге люди, далекие от дизайна, думают, что так и есть, и обставляют свои квартиры, словно это декорации. Непродуманно, неудобно. У кроватей и столов острые углы, ребенок может себе голову разбить. При этом если показать человеку буквально на пальцах преимущества простого, лаконичного, эргономичного, комфортного интерьера — он согласится с вами!

В архитектурных кругах много говорят о доме, который вы построили для себя и семьи.

Да, у меня год назад родился ребенок, пришлось как-то подстраивать среду обитания. В Нью-Йорке, где я живу, жить тяжело. Это, как и Москва, сумасшедшее место. Но я нашел для себя подходящее жилище в Мидтауне. Все организовано так, как будто у меня собственный, отдельный дом, который при этом сообщается с гаражом и другими помещениями большого здания. Кстати, до этого последнего переезда я всегда жил в нижних и полуподвальных этажах — терпеть не могу быть «жертвой лифта».

Вы и в одежде нонконформист, ваш вид обсуждают в прессе всего мира. Имидж важен для вашего успеха?

Вы считаете, что я одеваюсь crazy? Я выгляжу так, как ощущаю себя — примерно одинаково последние лет 30. Я не коплю вещи: купил новые белые джинсы — выкинул старые, купил носки — выкинул старые. Униформа и «имидж на публику» не для меня. Я всем показываю, кто я и что мне нравится. Знаете, несколько лет назад один известный деконструктивист показал прессе свой дом. Он оказался весьма классически обставлен. Захотелось спросить его: зачем ты строишь людям деконструктивистские жилища, если сам живешь в классическом доме? Мне это непонятно. Это как фейки толкать. Я делаю то, что мне нравится, что я бы сам носил или использовал.


Вероника Гудкова