Нидерландские дизайнеры диктуют моду через фарфор
Голландская керамика почти автоматически ассоциируется с дельфтскими изделиями. Однако Дельфт — не единственный город в Нидерландах, где много столетий подряд выпускали сине-белый фарфор и фаянс. В Маккуме, маленьком городке на севере страны, керамику производят с 1572 года (именно к этому времени относится упоминание городка в знаменитом атласе Каспара Роблеса). Это одно из старейших в Европе фарфоровых производств.
По голландской традиции, расписная керамика была и остается не только бытовыми предметами или вещицами для украшения интерьера. Это ценный декоративный материал для архитекторов — выразительный, долговечный и оригинальный. Если в XVII столетии маккумовскими изразцами выкладывали печи и кухонные стены, то в наши дни она украшает абстрактное сооружение городского музея Гронингена постройки Алессандро Мендини, Музея Искусства и Дизайна в Нью-Йорке (бюро Allied Works Architecture) и частный дом в Сингапуре, спроектированный знаменитым Этторе Соттсассом. Причем для каждого проекта и форма, и выделка плитки разрабатывались по особому заказу. Есть варианты с поверхностью, напоминающей нефтяную пленку, с абстрактными цветовыми пятнами, с шероховатостями и неровностями, а также имитирующие майолику эпохи ар-нуво.
Впрочем, не забыты и посуда и предметы интерьера. Как поясняет потомок основателей и нынешний владелец мануфактуры Royal Tichelaar Makkum Йан Тикелаар (Jan Tichelaar), он выбрал стратегию сохранения ручного производства и традиционных декоративных приемов вместо «погони за брендом» и массовой известности. Однако развитие этих самых традиций в Маккуме доверяют довольно известным голландским и зарубежным промышленным дизайнерам, художникам и модельерам.
Хелла Йонгериус (Hella Jongerius), голландская дизайнер мебели, разработала по предложению Royal Tichelaar Makkum дизайн серии ваз, навеянных образцами XIV столетия из собрания роттердамского музея Boijmans van Beunigen. Отличительная их черта — стилизованный отпечаток пальца, своеобразный «логотип» гончара.
Модельер Александер ван Слоббе (Alexander van Slobbe), которого сами голландцы называют «дедушкой нидерландского дизайна», создал ювелирную коллекцию Pearls from Makkum. Крупные бусины разной формы и величины, расписанные вручную или покрытые золотой или серебряной эмалью, можно нанизать на ленту в произвольном порядке и носить как бусы, дополнив фарфоровыми серьгами каплевидной формы - похожими на ту, что украшает «Девушку с жемчужной сережкой» с портрета кисти Вермеера. Дизайнер Родерик Вос (Roderick Vos) придумал серию MaMa vaas - современные вариации характерной голландской модели вазы для тюльпанов с несколькими горлышками и «пузырчатое» блюдо с перламутровой черной глазурью.
Дик ван Хофф (Dick van Hoff) дополнил фарфоровыми элементами традиционные офисные предметы — настольные часы, лампы, пюпитры (серия Work), а также «реновировал» традиционную кафельную печку в серии Fundamentals of Makkum. Ироническая интерпретация бытовых мелочей — подсвечников, кувшинчиков для сливок, шкатулок и фигурок животных — от Royal Tichelaar Makkum по дизайну антверпенского бюро Studio Job вызывают улыбку и даже что-то близкое к ностальгическому умилению, так похожи эти предметы на вещицы из нашего детства. Наконец, не остался равнодушен к предлагаемому «фарфоровым патриархом» творческому карт-бланшу самый, пожалуй, известный нидерландский промышленный дизайнер последнего десятилетия — основатель и владелец марки Moooi Марсель Вандерс (Marcel Wanders). Его серия Patchwork Plates — пестрые, словно лоскутные одеяла, тарелки и блюда, на которых соседствуют традиционные голландские сине-белые мотивы, абстрактные рисунки, карикатуры и пестрые полоски — была запущена в производство еще в 2003 году, но до сих пор пользуется большим успехом.
Автор Вероника Гудкова