Старинные книги можно будет скачать в интернете
В 1971 году студент Иллинойского университета Майкл Харт получил доступ к компьютеру Xerox Sigma V. Что же он стал с ним делать? Харт перепечатал Декларацию независимости США и создал первую в мире электронную книгу. Текст он разослал по всем адресам электронной почты, тем самым изобретя еще и спам. Но это уже другая история. Из начинания студента родился проект «Гутенберг», названный по имени «отца» книгопечатания Иоганна Гутенберга. В 2002 году в интервью журналу Searcher на вопрос, что им двигало, Майкл Харт ответил: «Это право одного человека, сидящего в подвале, набрать текст своих любимых книг и подарить его миллионам и миллиардам. Раньше ничего подобного не было, даже «Гедеоновы братья» не могут похвастаться тем, что раздают миллиард Библий в год». Сегодня на сайте проекта «Гутенберг» хранится более 45 тыс. оцифрованных книг, на которые больше не распространяются авторские права. Оцифровка книг и не только — в «цифру» переводят картины, фотографии и даже скульптуры — тенденция общемировая.
Литература 2.0
До 2020 года Министерство культуры оцифрует все значимые книги, изданные до 1831 года. Точное число томов, которые положат под сканер, пока неизвестно: редкие фолианты уже не первый год ищут в библиотеках и музеях по всей России. Обычно значимые экземпляры хранятся в специальных условиях, а доступ к ним имеют даже не все научные сотрудники, не говоря уже о рядовых читателях.
«При советской власти запрещенные книги множили в самиздате, а с начала 1990-х книги начали оцифровывать, потому что это функционально и с этим удобно работать», — рассказывает директор «Фундаментальной электронной библиотеки» Константин Вигурский. Благодаря оцифровке, полистать редкие книги и поразглядывать пометки на полях смогут все, у кого есть доступ в интернет.
Тренд по оцифровке книг в мире не нов. Так, весной 2012 года Бодлианская библиотека в Оксфорде и Ватиканская апостольская библиотека (первая оспаривает у второй право называться старейшей в Европе, и обе обладают богатейшим собранием) заявили о своих планах оцифровать около 1,5 млн страниц древних рукописей и выложить их в интернет. Уже в декабре прошлого года в Сети заработал сайт, на котором в широкий доступ выложили религиозные тексты и книги IX–XVI веков, но главное — оцифрованную копию так называемой 42-строчной Библии, напечатанной Иоганном Гутенбергом в 1455 году.
Если уж говорить об оцифровке редких книг, неизбежно возникает вопрос: а кому вообще нужны эти «пыльные фолианты»?
Дайте Пелевина, не надо Сумарокова
«У нас в «Фундаментальной электронной библиотеке» есть первое издание «Слова о полку Игореве», есть «Грамматика» Ломоносова 1768 года. Или вальсы Грибоедова. Автор «Горя от ума» написал их несколько. У нас в электронном виде есть и нотный текст, и исполнение. Все это достать непросто. Другое дело, что круг людей, которые этим интересуются, не столь широк: читателей у Пелевина значительно больше, чем у Тредиаковского или Сумарокова», — говорит Константин Вигурский.
Не видит особых плюсов в оцифровке книг и искусствовед Андрей Ерофеев: «Вы думаете, редкие книги вырывают из рук? Совсем нет. Ими пользуются очень немногие. Я сам работал в отделе редких книг, когда писал диссертацию. Нас там сидело три-четыре человека, и нам давали все книги. Исследователи должны иметь возможность работать с самим оригиналом. Иначе для чего они тлеют на полках? Никакого удовольствия от оцифрованного древнего литературного памятника вы не получите».
Вместо музея – в интернет?
Те же технологии оцифровки используют и в живописи. Во-первых, это позволяет сохранить произведения искусства если не навечно, то очень надолго, а во-вторых, популяризовать их и сделать общедоступными. Не каждый может пойти в музей и подойти к картине, а в Интернете рассмотреть полотно удастся во всех ракурсах. Возможно, именно этим руководствовались в корпорации BBC, запуская в 2009 году один из самых масштабных проектов по оцифровке произведений искусства. В 2011 году на сайте Your Paintings разместилась большая часть британского национального собрания живописи в цифровом виде. В настоящее время на сайте представлено более 212 тыс. работ, охватывающих 600-летний период истории искусства.
Правда, искусствовед Андрей Ерофеев уверен, что подлинники нужно смотреть все же в музеях: «Написанные маслом и пастелью картины, скульптуры, сделанные из мрамора, — это штучные вещи. Они уникальны и повторить их невозможно».
Анастасия Новикова