Сделал скриншот — считай, заработал
Вся экспозиция работ Принса, выставленная на ярмарке Frieze, состояла из увеличенных скриншотов кадров из Instagram незнакомых художнику людей, сообщает The Independent. Разрешения на перепечатку работ Принс у них не просил, и вырученными от продажи средствами делиться не собирается.
Всего для выставки Принс «позаимствовал» 37 скриншотов. Всех их объединило то, что художник оставлял под ними свои комментарии. Под изображением девушки, проданным за $90 000, художник написал: «No cure, no pay» — и поставил смайлик.
Автор и героиня снимка на продажу своей работы почти за $100 000 отреагировала мирно. Девушка под ником Doe Deere написала: «Да, мой портрет выставлялся на Frieze. Да, это скриншот (не картина) моего оригинального поста. Нет, я не давала своего разрешения. И нет, я не собираюсь преследовать Принса в суде».
Случай на Frieze — не первый, когда Ричард Принс выставляет скриншоты чужих кадров. В прошлом году аналогичная выставка прошла в галерее искусств Ларри Гагосяна в Нью-Йорке. Работы тогда выставлялись лишь для частного просмотра и, по данным источников издания New York Post, продавались по цене до $100 000. В числе экспонатов были и скриншоты с изображениями знаменитостей.
Ричард Принс копирует и выгодно продает чужие работы уже не первый год. Еще в 70-х он начал перерабатывать чужие фотографии и изображения из журналов и выдавать их за свои собственные. Оглушительный успех ждал работу «Ковбой». Для рекламы Marlboro Принс переснял кадр фотографа Сэма Абеля. А в 2007 году снимок был продан на аукционе Sotheby’s за рекордные $3,4 млн.
Кто еще из художников использовал чужие работы
«Живописи пришел конец. Что может быть совершеннее этого пропеллера?» — воскликнул Марсель Дюшан, сраженный красотой обычного пропеллера на авиационной выставке 1912 года. А год спустя французский художник презентовал миру первый реди-мейд — прикрепленное к табурету велосипедное колесо. Новым термином стали называть художественные произведения, созданные из позаимствованных элементов. Например, Пабло Пикассо любил складывать свои знаменитые коллажи из газетных вырезок. «РБК Стиль» вспомнил, кому из современных художников такие приемы тоже не чужды.
Роберт Раушенберг
Американский художник Роберт Раушенберг говорил: «Что бы я ни делал, я всегда чувствовал, что не столько владею материалами, сколько сотрудничаю с ними». К этому «сотрудничеству» Раушенберг, еще в 1964 году получивший главный приз Венецианской биеннале, часто привлекал работы других авторов. Например, в 1953 году художник просто стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под собственным именем и названием «Стертый рисунок де Кунинга». Это была одна из первых работ Раушенберга, и она прославила его.
Джефф Кунс
Не прочь позаимствовать удачный образ у коллег по цеху и один из самых дорогих современных художников — американец Джефф Кунс. Причем подобное заимствование даже приводило Кунса в суд. В 1991–1992 годах тяжбу с художником вел фотограф Арт Роджерс. Несколькими годами ранее он сделал фотографию семейной пары с восьмью щенками на руках и перепродал его для перепечатки на поздравительных открытках. Фотография понравилась и Джеффу Кунсу. Он использовал ее в серии своих скульптур String of Puppies, которые успешно продал. Роджерс подал на Кунса в суд за нарушение авторских прав и победил — видимо, судья понятия не имел о том, что такое реди-мэйд.
Юрий Альберт
Российского художника-концептуалиста Юрия Альберта называют мастером приема «ироничного цитирования». В 2011 году Альберт получил премию Кандинского, а проектом-победителем стал его Moscow Poll.
Инсталляция из восьми таблиц с вопросами, на которые предлагалось ответить «да» или «нет», а потом опустить бюллетени в прозрачные избирательные урны, сильно напоминала работу немецкого художника Ханса Хааке MoMA Poll 1970 года. Moscow Poll Альберта продолжил ряд его проектов, связанных с использованием чужих произведений.
Джон Балдессари
В 2013 году в Москве состоялась первая выставка американского художника-концептуалиста Джона Балдессари. В столице представили его работы из так называемой «двойной» серии. Художник использовал фрагменты хрестоматийных картин Курбе, Гогена, Малевича и других и сопоставлял их с другим образом или текстом. Кроме этого, на протяжении всей своей карьеры Балдессари не прекращал играть с образами массовой культуры.