Стиль
Впечатления Слов нет, одни эмоции: премьера мультфильма «Головоломка»
Стиль
Впечатления Слов нет, одни эмоции: премьера мультфильма «Головоломка»
Впечатления

Слов нет, одни эмоции: премьера мультфильма «Головоломка»

Фото: Кинопоиск
Студия Pixar отмечает 20-летие премьеры первого полнометражного компьютерного мультфильма «История игрушек» новым важным этапом в своей истории. Главными героями «Головоломки» стали не роботы, не рыбки и не мышь, а нечто нематериальное.

 

Побывав в руках Джорджа Лукаса и Стива Джобса, Pixar в 1995-м выпустила революционный компьютерный мультфильм «История игрушек», изменивший не только отношение к анимации, но и целиком отношение зрителей к развлечениям. Технологии стали управлять миром, очкастые гики превратились в королей мира, а те, у кого к тому же были оригинальные идеи, — в визионеров, шоу-раннеров и новый истеблишмент. Взрослые люди впали в детство и начали ждать премьер Pixar с не меньшим воодушевлением, чем их дети. После 20 лет триумфа и 15 полнометражных фильмов казалось, что студия, на которую равняются конкуренты, решила почивать на лаврах и снимать сиквелы собственных хитов — скоро выйдут «Суперсемейка 2» и «В поисках Дори». «Головоломка», к счастью, это опасение опровергает.

Анимация давно научилась работать на двух уровнях — детском и взрослом. В «Головоломке» эти два типа восприятия даже разведены не только сюжетом, но и двумя мирами, но связанными не так, как мы привыкли видеть в кино. Кажется, сюжет придуман Спайком Джонзом, а не людьми, привыкшими работать с детьми. В одном, обычном мире живет 11-летняя девочка Райли, которая тяжело переживает переезд из Миннесоты, где она росла, в Сан-Франциско, где невозможно найти нормальную пиццу — только с ненавистной брокколи. В другом — в сознании Райли одна за другой появляются эмоции по мере взросления хозяйки головы. Сначала Радость, потом Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев. Чувства борются за главенство в жизни Райли, но одна без другой не могут. Воспоминания показаны в виде шаров, хранящихся, как книги в библиотеке, а последствия работы чувств возникают за пределами этой лаборатории в виде возвышающихся островов, важных в тот или иной период жизни меняющегося человека (да, в какой-то момент возникает новый остров Обожания Мальчиковых Групп).

Можно сказать, что конфликт в «Головоломке» пустяшный — подумаешь, всего-то семья переехала на новое место. Но для девочки, ничего больше не видевшей в жизни, это настоящий Карибский кризис, и чувства идут на крайние меры, чтобы его преодолеть.

И тут Pixar в очередной раз доказывает, что, как лидер в своей области, не боится рисков и новшеств. Мало того что фильм вообще целиком посвящен не зверушкам, роботам и супергероям, а неодушевленным материям, за которыми интересно наблюдать. «Головоломка» снова предлагает посмотреть на реальность под новым углом, как когда-то Pixar показывал мир с точки зрения предметов или существ, о существовании сложной внутренней жизни которых — в кино, конечно — никто не подозревал. После тяжелого испытания, пришедшегося на долю Радости, которая пытается вернуться в жизнь Райли, она понимает, что без Печали ей никак, и это одна из самых простых и в то же время интересно выраженных метафор взросления и перемен вообще. Снять фильм про зрелость и про то, что она необходима и конструктивна, — идеальный подарок, который может себе подарить на 20-летие анимационная студия.