Книги о том, как продать миллион
Магия больших чисел Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
«Великий антирабовладельческий роман миссис Бичер-Стоу идет нарасхват. Его купили уже 5000 человек!». Еще через две недели публикует уже колонку и трубит о неслыханных результатах — 10 тыс. проданных экземпляров: «Три печатных станка, три пресса работают день и ночь, и более ста переплетчиков трудятся не покладая рук, чтобы удовлетворить спрос!». Гигантская цифра продаж плюс точные технические детали — вот формула книжного события по Джюитту. Через два месяца уже целый разворот газеты посвящен успеху романа: «Беспрецедентные продажи в истории книжного дела в Америке — 50 тыс. экземпляров за два месяца». Через год Джюитт объявил, что в Великобритании продано 1,5 млн экземпляров, а в США 305 тыс. Успех романа был феноменальный, настоящий читательский психоз. Хотя даже в условиях этого психоза в Штатах отметку в 300 тыс. «Хижина дяди Тома» преодолела на пять лет позже. В целом, книга за 5 лет вышла в 75 различных изданиях и переведена на 40 языков — абсолютный рекорд для середины ХIХ века. Магия минут и секунд Джоан Роулинг «Гарри Поттер»
«И вот уже «Гарри Поттер и принц-полукровка», шестой опус серии, разошелся шестью миллионами экземпляров за первые 24 часа продаж», — изумленно фиксирует Рувиллуа. Но этот рекорд продержался недолго и был побит седьмым, последним томом «Гарри Поттер и дары смерти». Одно из определений бестселлера, которое использует Рувиллуа, звучит так: «Книга, которая достигает феноменальных цифр продаж за очень короткий отрезок времени». «В продвижении последних томов саги о Гарри Поттере такая логика была осознанно доведена до апогея, — пишет французский исследователь, — миру объявили, что продажи седьмого тома серии достигли отметки в 11 млн в первый же день мирового выхода; некоторые даже доходили до уточнения — сколько экземпляров за тот знаменательный день 21 июля 2007 года было распродано в час, в минуту, в секунду и т.д».
Магия эволюции Стендаль «Красное и черное»
В 1822 году книга «О любви», которую писатель считал главным и любимым творением, «потому что там выражены самые дорогие мысли, самые интимные чаяния», тоже провалилась — за два года продано лишь 40 экземпляров. Издатель заявил, что в книжной лавке эти тома называют «проклятыми», «потому что их никто не трогает». С шедевром Стендаля — романом «Красное и черное» — история повторилась. Весь этот ряд неудач ничуть не в силах поколебать веру Стендаля в будущее. Через пять лет после выхода романа «Красное и черное» 52-летний Стендаль заключает пари на страницах «Жизни Анри Брюлара»: «Меня поймут в 1880-м». Пари выиграно? Да. Умерший в безвестности в 1842 году Стендаль 40 лет оставался почти забытым, а после 1880 года превратился в литературный флагман нового времени. И та самая фраза писателя, которая «шокировала своей заносчивостью, сегодня удивляет силой пророческой», — пишет Рувиллуа. Магия хитрости Фальшивый «Мигель Сервантес»
Сервантес реагирует стремительно и выпускает собственное продолжение «Дон Кихота», где пользуется случаем похвастаться поразительным читательским интересом к первой части. Дон Кихот, узнавший от Санчо, что его история успела прославиться на весь мир, восклицает: «Одно из самых наилучших удовлетворений, какое только может получить муж добродетельный и выдающийся, — это увидеть себя, при жизни своей, имеющим добрую репутацию, и восславленным на языках человеческих, и изданным, и напечатанным». «Мировая литература управляется, как и большинство остальных видов деятельности, правом сильного, — пишет Рувиллуа. — в XVI веке в мире мода на все испанское, публика обожает жанр плутовского романа. Выпущенный на волне популярности шедевр Сервантеса сразу обрел международную известность и стал первым мировым бестселлером в современном понимании это слова. В одной только Франции роман переиздали 13 раз в течение полувека. Магия места Джонатан Литтел «Благоволительницы»
«Нужно было, чтобы Эдгар По, в Америке не вызывавший особенных восторгов, стал великим человеком для Франции», — писал в 1852 году Бодлер. Веком позже Сартр объявляет самым великим писателем своего поколения Уильяма Фолкнера, после чего к тому, почти неизвестному в Соединенных Штатах, вдруг приходит настоящая слава. В 1980 году Хорхе Луис Борхес открыто писал, что «…многим обязан Франции. Здесь читают мои тексты. Меня узнают на улице. Это благодаря Франции я стал известен и в Аргентине. Ведь Буэнос-Айрес — очень снобистский город, и меня стали читать в моей стране только после того, как узнали, что меня читают в Париже».
«Харпер Коллинз», один из крупнейших американских издательских домов, купил права на роман почти за миллион долларов. Однако случилось непредвиденное — изданная тиражом 150 тыс. экземпляров, но разнесенная в пух и прах критикой, книга провалилась. «17 тысяч экземпляров, проданных за пять месяцев после выхода в свет, — это что-то вроде тонущего «Титаника», — заключает Рувиллуа. |