Стиль
Впечатления Интерактивный Петр Первый: книга для чтения и разглядывания
Стиль
Впечатления Интерактивный Петр Первый: книга для чтения и разглядывания
Впечатления

Интерактивный Петр Первый: книга для чтения и разглядывания

Фото: пресс-материалы издательства «Лабиринт Пресс»
В исторической серии издательства «Лабиринт Пресс» вышло третье после «Бородинской битвы» и «Ледового побоища» интерактивное издание, посвященное царю Петру I. На четырнадцати его разворотах уместилась вся эпоха царя-реформатора.

Историческое интерактивное издание «Петр Первый»


Издательство: «Лабиринт Пресс»

Цифра 14 в данном случае совершенная формальность — книжные развороты прямо под руками увеличиваются в несколько раз. Невозможно посчитать, сколько на самом деле объемных конструкций, клапанов, разворотов, гармошек и кармашков в этом хитроумном, очень сложном макете, полном сюрпризов и загадок. И невозможно даже предположить, сколько во все эти игровые элементы вложено знаний и текста.

Три года авторы и редакторы создавали уникальный проект «Петр Первый» из подлинных документов, гравюр, карт, предметов петровской эпохи с помощью авторитетных научных консультантов: военных историков и участников движения исторической реконструкции, лучших специалистов по истории России XVIII века, коллекционеров, художников, сотрудников музеев и библиотек.

Здесь есть все: новейшие инженерные конструкции и подлинные исторические артефакты, невиданный размах и скрупулезная

точность в деталях, забавы и шутихи и множество доступно изложенных научных фактов. «Петр Первый» — книга-эпоха, сделанная абсолютно в духе Петра Алексеевича.

«РБК Стиль» вместе с авторами книги Еленой Новичковой и Екатериной Бунтман рассказывает о пяти разворотах исторического интерактивного издания «Петр Первый».

От Нарвы до Нарвы, или Как наставить высокопочтенным господам шведам зело изрядный нос



Е. Бунтман:

«Этот разворот рассказывает об этапах Северной войны. И та часть, которая видна, когда открываешь книгу, называется «От Нарвы» и там рассказывается про первое страшное поражение русской армии. А когда этот же разворот мы складываем другим особым образом, мы получаем сразу другой заголовок и другой текст — он уже называется «До Нарвы» и рассказывает о первых победах русской армии там же, у Нарвы».

 

Здесь есть подробнейший рассказ о литье пушек на Руси: как они выглядели, и какие пушки для чего были нужны; как именно их отливали из колокольной меди, выкапывая в земле огромные ямы, как затем стреляли и как Петр в итоге добился того, что «артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила».

Отдельная часть посвящена непосредственно участникам сражения: военная форма, и шведская, и русская, показана очень детализованно, с указанием всех элементов и пояснениями, для чего они нужны и что говорят о человеке, эту форму носившем.


Е. Новичкова:

«Можно увидеть даже гвозди на ботинках солдата шведского и металлический галун на обшлагах рукава преображенца, то есть посмотреть на этих людей совсем-совсем близко».

Санкт-Петербург, или Как построить парадиз на болоте

Открыв этот разворот, можно найти место для первых и самых важных построек Петербурга и увидеть, как поднимается на пустых берегах Невы петровский «Парадиз», едва только «выскочивший из болот».


Е. Новичкова:

«Собственно, вот подробная инструкция от Петра, как построить город: место лучше сразу выбрать на болоте, чтобы топи были непролазные, чтобы всюду были комары, и в город постоянно приходили волки, а главное, чтобы кирпичи и камни приходилось возить со всей России. Узнав все самое важное, мы можем последовательно застроить берега Невы и возвести самые главные здания Петербурга».

Российский народ о будущей столице говорил так: «С одной стороны — море, с другой — горе, с третьей — мох, а с четвертой — ох!». Но сам Петр был твердо убежден, что строит рай: «Дай мне Бог здоровья, и Петербург будет второй Амстердам».

Разбираясь в питерских «изрядных постройках», надо понимать, что размеренность была Петру Первому совершенно чужда, его кипучей энергии хватало на все — и многое из того, о чем говорится в книге, происходило практически одновременно. И Северная война, и масштабные реформы, и благоустройство Петербурга, и морские баталии, и развитие науки.


Е. Бунтман:

«Мы построили город между первой и второй Нарвой. То есть между важнейшими сражениями Северной войны, которая еще не выиграна, и даже территория, на которой мы строим город, не принадлежит еще России, строится новая столица. Уникальный случай в мировой истории. И не это ли образец царской решительности? Справедливости ради стоит отметить, что речь идет не об агрессии — эта территория изначально была русской, потом долго спорной, но, тем не менее, в тот момент, когда строится новая столица, земля эта принадлежит шведам».

Российский флот, первые плоды его и великие действа



Е. Новичкова:

«Венец трудов государя — российский флот и большие победы на море. Здесь вверх поднимаются корабли и разворачивается морское сражение, описанное тут же на развороте. А поодаль вырастает еще один корабль, и каждая деталь его подписана по редкой даже для того времени книге «Новая манера корабельного строения». Книга эта голландская, она одной из первых была переведена тогда на русский язык. В ней заботливо, пока еще абсолютно непонятно и комично — но все это станет основой русской морской терминологии — переведены и подписаны все части корабля и оснастки его».

Здесь можно освоить науку морского боя, разобраться в структуре российского флота и разыграть историческое сражение. А в конверте на форзаце есть еще одна вещь, связанная с любовью Петра к морю, — из деталей картонной модели можно собрать «дедушку русского флота» — ботик Петра Великого, то самое суденышко, с которого, по сути, началась история морской славы России.

Новейшие распорядки, или Как земское правление
в добрый порядок привесть

Удивительный разворот, сделанный в виде рабочего бюро Петра Великого, безусловно подлинного, как и все, что изображено в книге. Это бюро легко увидеть в Меньшиковском дворце в Санкт-Петербурге, но вот в музее потрогать его не удастся, а в книге можно открыть, выдвинуть и подробно изучить каждый ящичек.


Е. Бунтман:

«Мы положили туда самое важное, что только можно было. А именно рассказ о тех реформах в государстве и о том новейшем порядке, который был наведен Петром I. Мы тут видим и 12 коллегий, и «Табель о рангах», и закон о наследии — в общем, рабочие будни Петра».


Дадим подсказку: когда вы достанете из ящичка пожелтевший от времени документ, на котором начертано «такову азбуку изволил в 1700 году написать своею рукой Великий государь», не спешите возвращать его на место. С этого личного шифра Петра Первого начинается квест, пронизывающий всю книгу — разные части его надо искать на разных страницах. Квест имеет несколько этапов, и читателя, все разгадавшего, ждет приз.
 


Е. Новичкова:

«Приз, так хорошо спрятан на страницах книги, что его невозможно найти случайно. И даже разгадав все загадки Петра, все равно найти непросто. И не то что без него невозможно жить, но уж если вы этот приз найдете!... Справдивости ради надо сказать, что это очень сложный и многоступенчатый квест и только самые сильные духом смогут его разгадать. Но попытаться стоит».

Житейское обхождение, или Как читать «Юности
честное зерцало»

Эпоха Петра состоит, конечно, не только из долгой тяжелой войны, отчаянной храбрости, невероятного строительства и регламентирующих жизнь указов. Царь очень охотно наводил порядок и в развлечениях своих подданных, которые не то чтобы умели затейливо и мирно развлекаться.


Е. Бунтман:

«Петр считал, что хватит только заседать за столами, пора научиться устраивать ассамблеи, где танцуют, играют в шахматы и шашки, где присутствуют женщины, постепенно научившиеся носить «европское платье».

Рождение новой женщины видим мы на этом развороте и с трепетом ждем того момента, когда она, наконец, перестанет чернить себе зубы углем и раздавать затрещины за попытки поцеловать ей руку».

Тут стоит непременно изучить «Юности честное зерцало». Есть в нем постулаты забавные: «Стыдливая девица не токмо в лице краснеет, но и стыдливые имеет уши», а есть и такие, которые не грех выучить девицам современным. На этом развороте есть и театр, и танцы, и петровские «Ведомости», дневники, письма и забавы. И, конечно, любимый Петром Летний сад с его аллеями и прекрасными скульптурами, по которому сам государь охотно водил экскурсии, разъясняя своим подданным язык аллегорий.


Е. Новичкова:

«Главное чудо из чудес Летнего сада — Венус, античная Венера,  которая была доставлена в Петербург прямо из Рима, с большими приключениями. В то время вывести античную скульптуру из Италии было невозможно без лишнего разрешения Папы Римского. Это была сложная дипломатическая проблема, которая благополучно разрешилась. И Венера, которая теперь называется Венерой Таврической, попала в Петербург, где к ней даже приставили часового, потому что жителям новой столицы предстояло еще многому научиться».