Историческое интерактивное издание «Петр Первый»
Издательство: «Лабиринт Пресс»
|
|
Цифра 14 в данном случае совершенная формальность — книжные развороты прямо под руками увеличиваются в несколько раз. Невозможно посчитать, сколько на самом деле объемных конструкций, клапанов, разворотов, гармошек и кармашков в этом хитроумном, очень сложном макете, полном сюрпризов и загадок. И невозможно даже предположить, сколько во все эти игровые элементы вложено знаний и текста.
Три года авторы и редакторы создавали уникальный проект «Петр Первый» из подлинных документов, гравюр, карт, предметов петровской эпохи с помощью авторитетных научных консультантов: военных историков и участников движения исторической реконструкции, лучших специалистов по истории России XVIII века, коллекционеров, художников, сотрудников музеев и библиотек.
Здесь есть все: новейшие инженерные конструкции и подлинные исторические артефакты, невиданный размах и скрупулезная
|
точность в деталях, забавы и шутихи и множество доступно изложенных научных фактов. «Петр Первый» — книга-эпоха, сделанная абсолютно в духе Петра Алексеевича.
«РБК Стиль» вместе с авторами книги Еленой Новичковой и Екатериной Бунтман рассказывает о пяти разворотах исторического интерактивного издания «Петр Первый».
От Нарвы до Нарвы, или Как наставить высокопочтенным господам шведам зело изрядный нос
|
|
Е. Бунтман:
«Этот разворот рассказывает об этапах Северной войны. И та часть, которая видна, когда открываешь книгу, называется «От Нарвы» и там рассказывается про первое страшное поражение русской армии. А когда этот же разворот мы складываем другим особым образом, мы получаем сразу другой заголовок и другой текст — он уже называется «До Нарвы» и рассказывает о первых победах русской армии там же, у Нарвы».
|
Здесь есть подробнейший рассказ о литье пушек на Руси: как они выглядели, и какие пушки для чего были нужны; как именно их отливали из колокольной меди, выкапывая в земле огромные ямы, как затем стреляли и как Петр в итоге добился того, что «артиллерия наша зело чудесно дело свое исправила».
Отдельная часть посвящена непосредственно участникам сражения: военная форма, и шведская, и русская, показана очень детализованно, с указанием всех элементов и пояснениями, для чего они нужны и что говорят о человеке, эту форму носившем.
|
|
Е. Новичкова:
«Можно увидеть даже гвозди на ботинках солдата шведского и металлический галун на обшлагах рукава преображенца, то есть посмотреть на этих людей совсем-совсем близко».
|
Санкт-Петербург, или Как построить парадиз на болоте
Открыв этот разворот, можно найти место для первых и самых важных построек Петербурга и увидеть, как поднимается на пустых берегах Невы петровский «Парадиз», едва только «выскочивший из болот».
|
|
Е. Новичкова:
«Собственно, вот подробная инструкция от Петра, как построить город: место лучше сразу выбрать на болоте, чтобы топи были непролазные, чтобы всюду были комары, и в город постоянно приходили волки, а главное, чтобы кирпичи и камни приходилось возить со всей России. Узнав все самое важное, мы можем последовательно застроить берега Невы и возвести самые главные здания Петербурга».
|
Российский народ о будущей столице говорил так: «С одной стороны — море, с другой — горе, с третьей — мох, а с четвертой — ох!». Но сам Петр был твердо убежден, что строит рай: «Дай мне Бог здоровья, и Петербург будет второй Амстердам».
Разбираясь в питерских «изрядных постройках», надо понимать, что размеренность была Петру Первому совершенно чужда, его кипучей энергии хватало на все — и многое из того, о чем говорится в книге, происходило практически одновременно. И Северная война, и масштабные реформы, и благоустройство Петербурга, и морские баталии, и развитие науки.
|
|
Е. Бунтман:
«Мы построили город между первой и второй Нарвой. То есть между важнейшими сражениями Северной войны, которая еще не выиграна, и даже территория, на которой мы строим город, не принадлежит еще России, строится новая столица. Уникальный случай в мировой истории. И не это ли образец царской решительности? Справедливости ради стоит отметить, что речь идет не об агрессии — эта территория изначально была русской, потом долго спорной, но, тем не менее, в тот момент, когда строится новая столица, земля эта принадлежит шведам».
|
Российский флот, первые плоды его и великие действа
|
|
Е. Новичкова:
«Венец трудов государя — российский флот и большие победы на море. Здесь вверх поднимаются корабли и разворачивается морское сражение, описанное тут же на развороте. А поодаль вырастает еще один корабль, и каждая деталь его подписана по редкой даже для того времени книге «Новая манера корабельного строения». Книга эта голландская, она одной из первых была переведена тогда на русский язык. В ней заботливо, пока еще абсолютно непонятно и комично — но все это станет основой русской морской терминологии — переведены и подписаны все части корабля и оснастки его».
|
Здесь можно освоить науку морского боя, разобраться в структуре российского флота и разыграть историческое сражение. А в конверте на форзаце есть еще одна вещь, связанная с любовью Петра к морю, — из деталей картонной модели можно собрать «дедушку русского флота» — ботик Петра Великого, то самое суденышко, с которого, по сути, началась история морской славы России.
Новейшие распорядки, или Как земское правление
в добрый порядок привесть
Удивительный разворот, сделанный в виде рабочего бюро Петра Великого, безусловно подлинного, как и все, что изображено в книге. Это бюро легко увидеть в Меньшиковском дворце в Санкт-Петербурге, но вот в музее потрогать его не удастся, а в книге можно открыть, выдвинуть и подробно изучить каждый ящичек.
|
|
Е. Бунтман:
«Мы положили туда самое важное, что только можно было. А именно рассказ о тех реформах в государстве и о том новейшем порядке, который был наведен Петром I. Мы тут видим и 12 коллегий, и «Табель о рангах», и закон о наследии — в общем, рабочие будни Петра».
|
Дадим подсказку: когда вы достанете из ящичка пожелтевший от времени документ, на котором начертано «такову азбуку изволил в 1700 году написать своею рукой Великий государь», не спешите возвращать его на место. С этого личного шифра Петра Первого начинается квест, пронизывающий всю книгу — разные части его надо искать на разных страницах. Квест имеет несколько этапов, и читателя, все разгадавшего, ждет приз.
|
|
Е. Новичкова:
«Приз, так хорошо спрятан на страницах книги, что его невозможно найти случайно. И даже разгадав все загадки Петра, все равно найти непросто. И не то что без него невозможно жить, но уж если вы этот приз найдете!... Справдивости ради надо сказать, что это очень сложный и многоступенчатый квест и только самые сильные духом смогут его разгадать. Но попытаться стоит».
|
Житейское обхождение, или Как читать «Юности
честное зерцало»
Эпоха Петра состоит, конечно, не только из долгой тяжелой войны, отчаянной храбрости, невероятного строительства и регламентирующих жизнь указов. Царь очень охотно наводил порядок и в развлечениях своих подданных, которые не то чтобы умели затейливо и мирно развлекаться.
|
|
Е. Бунтман:
«Петр считал, что хватит только заседать за столами, пора научиться устраивать ассамблеи, где танцуют, играют в шахматы и шашки, где присутствуют женщины, постепенно научившиеся носить «европское платье».
Рождение новой женщины видим мы на этом развороте и с трепетом ждем того момента, когда она, наконец, перестанет чернить себе зубы углем и раздавать затрещины за попытки поцеловать ей руку».
|
Тут стоит непременно изучить «Юности честное зерцало». Есть в нем постулаты забавные: «Стыдливая девица не токмо в лице краснеет, но и стыдливые имеет уши», а есть и такие, которые не грех выучить девицам современным. На этом развороте есть и театр, и танцы, и петровские «Ведомости», дневники, письма и забавы. И, конечно, любимый Петром Летний сад с его аллеями и прекрасными скульптурами, по которому сам государь охотно водил экскурсии, разъясняя своим подданным язык аллегорий.
|
|
Е. Новичкова:
«Главное чудо из чудес Летнего сада — Венус, античная Венера, которая была доставлена в Петербург прямо из Рима, с большими приключениями. В то время вывести античную скульптуру из Италии было невозможно без лишнего разрешения Папы Римского. Это была сложная дипломатическая проблема, которая благополучно разрешилась. И Венера, которая теперь называется Венерой Таврической, попала в Петербург, где к ней даже приставили часового, потому что жителям новой столицы предстояло еще многому научиться».
|
|