Стиль
Впечатления 5 главных фильмов Георгия Юнгвальд-Хилькевича
Впечатления
5 главных фильмов Георгия Юнгвальд-Хилькевича
© tassphoto.com
В среду, 11 ноября, в возрасте 81 года от сердечной недостаточности скончался Георгий Юнгвальд-Хилькевич. «РБК Стиль» вспомнил главные фильмы режиссера.

«Опасные гастроли»

  1969 год

Историко-революционный водевиль, в основу сценария которого легли реальные события, описанные Александрой Коллонтай, Юнгвальд-Хилькевич снял в 1969 году. Это была лишь вторая картина режиссера, и именно она принесла ему известность.

Кадр из кинофильма «Опасные гастроли»

Успеху фильма во многом способствовало участие в нем Владимира Высоцкого. Уже позже Юнгвальд-Хилькевич рассказывал, что «обожал Володю» и «картина делалась ради него».

«В «Опасных гастролях» на роль, которую сыграл Володя, пробовались еще Юра Каморный, Слава Шалевич и Рома Громадский. Но они знали, что я хочу видеть в кадре только Высоцкого и поэтому всячески мне в этом помогали, — рассказывал режиссер. — Да, мне дали список, кого надо попробовать, и заявили, что Высоцкий сниматься не будет. Но я уперся рогами».

Официальные критики встретили «Опасные гастроли» крайне враждебно, так как, по их мнению, святое дело революции не могло совмещаться с канканом и эстрадными куплетами. Тем не менее фильм посмотрело почти 40 млн зрителей.

«Д’Артаньян и три мушкетера»

  1979 год

Трехсерийный музыкальный телефильм, созданный по мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетера», стал самой известной и полюбившейся зрителям работой Юнгвальд-Хилькевича. Картину сняли еще в 1978 году, но из-за судебной тяжбы режиссера с автором сценария Марком Розовским и автором текстов песен Юрием Ряшенцевым она год пролежала на полке.

Кадр из кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера»

Изначально играть Д’Артаньяна должен был Александр Абдулов. Но однажды Михаил Боярский опаздывал на репетицию и так удачно ворвался на съемочную площадку, что у режиссера не осталось сомнений, кто должен исполнить главную роль.

Это была не единственная замена уже утвержденных актеров. Роль Констанции должна была исполнить Евгения Симонова, но вмешалась политика. «Чтобы Боярский стал Д'Артаньяном, мне пришлось снимать Ирину Алферову,  писал режиссер в книге «За кадром» И это стало моей личной катастрофой и бедой для фильма. Но из ЦК давили жестко: «Боярский будет играть, если возьмешь Алферову». 

В девяностых и двухтысячных Юнгвальд-Хилькевич снял три продолжения фильма. В 1992 году — «Мушкетеров двадцать лет спустя», в 1993-м — «Тайну королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» и в 2009-м — «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини», который стал последней картиной режиссера.

«Ах, водевиль, водевиль»

  1979 год

Сразу следом за «Д’Артаньяном…» Юнгвальд-Хилькевич выпустил еще один музыкальный фильм — «Ах, водевиль, водевиль». После успеха «Мушкетеров» режиссера в срочном порядке вызвали из Одессы в Москву и на «Мосфильме» попросили снять какую-нибудь музыкальную комедию.

Кадр из кинофильма «Ах, водевиль, водевиль»

На главные мужские роли в «Водевиле» режиссер пригласил Михаила Пуговкина и Олега Табакова. А на главную женскую — балерину Галину Беляеву, до этого снявшуюся в картине «Мой ласковый и нежный зверь».

Что касается Табакова, то образ отставного офицера Акакия Ушицы Юнгвальд-Хилькевич писал сразу под него, представляя, как Табаков будет произносить те или иные реплики. Музыку к «Водевилю» сочинили композитор Максим Дунаевский и поэт Леонид Дербенев. Многие песни из картины впоследствии стали хитами.  

«Сезон чудес»

  1985 год

В 1985 году Юнгвальд-Хилькевич сделал еще один музыкальный фильм — на этот раз по повести Сергея Абрамова «Мелодия раннего утра». Картину режиссер снял в клиповом формате, который тогда в СССР не был распространен.

По сюжету художник Вадим Тавров чувствует, что ему нужно сменить обстановку и отвлечься от суеты городской жизни. Он едет на природу, в поселок, где отдыхают артисты цирка и члены их семей. Дом друга Вадима, где он остановился, оказывается населен сказочными существами и в нем происходят чудеса.

Алла Пугачева исполнила в фильме одну из главных ролей

Сняться в картине Юнгвальд-Хилькевич позвал уже «проверенного» на «Мушкетерах» Михаила Боярского и Аллу Пугачеву, которая в образе циркачки Таи исполнила в картине музыкальные партии.  

«Узник замка Иф»

  1988 год

Еще одним романом Александра Дюма, который экранизировал Юнгвальд-Хилькевич, стал «Граф Монте-Кристо». Лента оказалась одной из самых богатых по своей съемочной географии. «Узника…» снимали в Одессе, Крыму, Риге, Ленинграде и даже за границей — во Франции. Сцену маскарада, который по сюжету проходил в Риме, сделали в Казанском соборе, а Екатерининский дворец и сад превратили в замок Отейле.

Кадр из кинофильма «Узник замка Иф»

В итоге Юнгвальд-Хилькевич отснял столько материала, что картину решено было поделить на три части. На главную роль в «Узнике замка Иф» был утвержден Виктор Авилов. Но не обошлось и без полюбившегося режиссеру Боярского. Позднее актер вспоминал, что ему больше всего запомнились съемки в Таллине. «Еще мы снимались в Одессе и Таллине, который я особенно запомнил потому, что съемки проходили вблизи одного из пивзаводов. На этом заводе мы выпили, наверное, годовой запас продукции», — в одном из интервью рассказал Боярский.