Режиссер Джон Уэллс, известный по сериалу «Скорая помощь» и драме «Август» с Мерил Стрип, попытался снять небанальный фильм о мире высокой кухни. Кино так все ругают, что даже хочется встать на его защиту.
Все фильмы об изнанке ресторанного бизнеса похожи один на другой. Это всегда производственная драма о перфекционисте, который годами моет кастрюли, потом режет овощи и наконец добирается до позиции шефа, чтобы пережить нервный срыв в тот самый момент, когда главный критик города (эксперты Michelin) уже сочиняют в голове разгромную рецензию в ожидании заказа.
Компромиссные фильмы, которые хотят просто развлечь зрителей, — «Рататуй», «Пряности и страсти», «Вкус жизни» — заканчиваются там, где признание получено, и годы страданий прожиты не зря. Картины, снятые с аутсайдерским настроением, вроде прошлогоднего «Шефа» Джона Фавро, рассказывают о других героях. О тех, кто пошел против заведенной системы (критиков, экспертов, истеричных начальников, общественного мнения и звезд), послал все это к черту и вернулся к тому, из-за чего в свое время и выбрал профессию — к обычной готовке, пусть и хот-догов в передвижном фургоне. Главное — чтобы людям было вкусно.
Брэдли Купер в роли Адама Джонса
«Шеф Адам Джонс» мечется между этими двумя крайностями и уже этим интересен. Оригинальное название Burnt («Обожженный» или «Надломленный») подразумевает, что перед нами герой, который уже однажды из-за своей зависимости от системы погорел. Зритель знакомится с шефом Адамом Джонсом после того, как он был изгнан из гастрономической тусовки Парижа из-за пристрастия к наркотикам, алкоголю и сексу (но мы понимаем, что все это — лишь изнанка стрессовой работы).
Называть шеф-поваров «рок-звездами нашего времени» — давний дурацкий штамп. Точно так же можно называть, например, директоров больших модных домов, на которых давит не только прошлое предшественников, но и зависимость от успеха, который нужно подтверждать ежедневно.
Кадр из фильма «Шеф Адам Джонс»
Адам Джонс погорел от того же, от чего садятся на наркотики становящиеся суперзвездами старлетки — слава пришла слишком рано, человек к ней не был готов и так далее. Это, конечно, тоже штамп, но в фильме Джона Уэллса выдержан правильный баланс между стремлением героя к профессиональной реабилитации и его пониманием, что все это чудовищная, ничего не значащая наносная ерунда.
Люди, плохо знающие ресторанный бизнес, не понимают, что такого великого в том, что человек хорошо готовит и выбрал это занятие своей профессией. На самом деле хороший шеф-повар именно тем и хорош, что сочетает в себе профессионализм, умение не ложиться до утра, стремление лично сходить на рынок, чтобы купить тот самый правильный кусок мяса, с менеджерскими качествами и талантом миксовать людей — перекупить мастера по соусам у мишленовского конкурента и при этом понять, почему сосиски на ближайшем углу лучше, чем у остальных в городе.
Слава богу, Джон Уэллс драму своего героя понимает, поэтому исполняющий главную роль Брэдли Купер не выглядит как звездный повар, в чьи обязанности в основном входит телеинтервью и ругань с конкурентами. Поэтому и фильм решен деликатно — он заканчивается не тем, что Джонс получает третью звезду Michelin, и не тем, что снова посылает этот опостылевший мир к черту.
Финал застревает примерно посередине, отчего о нем хочется думать и после финальных титров. А если хотите альтернативный смысл, представьте, что это кино о том, что если бы у каждого из нас психоаналитиком оказалась Эмма Томпсон, все наши психологические проблемы решились бы сами собой, а мы бы и не заметили — настолько крута именно она, а не только шеф-главный герой.