Стиль
Здоровье Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть
Стиль
Здоровье Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть
Здоровье

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Фото: iconscout.com
После новогодних праздников многие вышли на работу в соседнюю комнату. Часть компаний решила сделать дистанционный формат работы постоянным. О чем важно заботиться в таких условиях? Рассказывает психолог

Весной 2020 года отношение к удаленному формату работы было как к чему-то диковинному и даже забавному, что «надо просто перетерпеть». С тех пор ситуация изменилась: мы поняли, что коронавирус — это надолго. С 1 января дистанционная работа была узаконена. Еще раньше многие компании решили перейти на удаленный формат работы навсегда: согласно исследованию PwC и НАФИ, треть российских компаний планирует сохранить дистанционный режим минимум еще на год-два, а многие — насовсем, полностью или частично. При этом число рабочих часов при работе из дома увеличилось.

Если это навсегда: как организовать удаленку и не выгореть

Ольга Китаина, практикующий психолог, основатель и CEO сервиса по подбору психологов Alter, руководитель удаленного офиса

Переход на непривычный формат работы для большинства был стрессовым, а адаптация к нему действительно может занимать долгие месяцы. Осмысляя опыт прошлого года, я свела его в некий чек-лист на тему, как помочь себе оставаться продуктивным и не допустить выгорания (многие, к сожалению, успели убедиться, что на удаленке это более чем возможно), если работа из дома — это уже не временное явление, которое нужно «перетерпеть», а часть жизни.

Эти рекомендации основаны не только на моей практике психолога, но и на опыте управления распределенной командой: все сотрудники сервиса Alter с момента основания в 2017 году работают удаленно из разных городов и стран.

Итак, что можно сделать, чтобы удаленка на постоянной основе стала для вас комфортной?

Шаг 1: позаботиться о базовых потребностях

В условиях работы из дома часто не хватает прямой коммуникации, с самоорганизацией также могут возникать проблемы. Многим не хватает личного пространства, сложно удерживать баланс между работой и отдыхом. Некоторым руководителям может казаться, что процессы выходят из-под контроля — в результате они начинают нервничать и требовать от работников больше, чем раньше.

На фоне этого просто забыть об элементарной заботе о себе. Вернувшись в новом году к работе, проинспектируйте ваши базовые потребности.

Фото: iconscout.com

Сон и еда: отказывайтесь от необязательных дел в пользу лишних часов сна. Спите и ешьте достаточно, не переедайте. Поставьте на рабочий стол стакан и графин с водой, чтобы они постоянно напоминали о себе. Сделайте запас здоровых перекусов, чтобы даже во время аврала иметь возможность утолить голод.

Физические нагрузки: регулярные занятия спортом повышают уровень энергии (а значит, эффективность), помогают справляться с тревогой и стрессом и улучшают настроение. Кроме тренировок (в зале или домашних), в условиях сидячей работы нужны небольшие прогулки и разминки в течение дня. Чтобы не забывать о них, ставьте напоминания в телефоне.

Общение: поддерживайте связь с коллегами — в рабочих чатах, через видеосвязь, по телефону. Если вы еще не завели чат или группу для неформального общения, сделайте это сегодня — так вы замените утренний кофе и обмен новостями. Может показаться, что общение только отвлекает от работы, но на самом деле в долгосрочной перспективе оно повышает продуктивность [1].

Когда базовые потребности удовлетворены, структурируйте свое время и пространство:

  • Соблюдайте режим. Ложитесь спать и вставайте в привычное время. Делайте такие же перерывы на отдых и прием пищи, как в офисе. Используйте время, которое вы тратили на дорогу, чтобы позаниматься чем-то приятным для себя.
  • Организуйте четкое начало и конец рабочего дня. Это необходимо, чтобы наладить баланс между работой и отдыхом.
  • Выделите разные зоны для работы и «личной жизни» внутри квартиры. В рабочей части создайте соответствующую атмосферу; постарайтесь сделать пространство эргономичным, однако не забудьте окружить себя приятными вещами: фотографиями, сувенирами, красивыми канцелярскими принадлежностями. Работая из дома, не обязательно надевать деловой костюм — но не оставайтесь в пижаме. Позвольте себе обычную удобную и приятную вам одежду.
Фото: iconscout.com

Шаг 2: внедрить систему тайм-менеджмента

Устанавливайте границы продуктивности и отдыха. Например, договоритесь с собой не трогать телефон 15 минут. Посмотрите, как вы справляетесь. Затем постепенно увеличивайте промежутки. Это помогает сохранять фокус [2].

Пользуйтесь техниками, которые повышают концентрацию. Например, Pomodoro [3]: эта программа делит работу на отрезки («помидоры») по 30 минут, из которых 25 минут — непрерывная работа, 5 минут — перерыв, каждые четыре «помидора» — длинный перерыв в 15–30 минут.

Практикуйте медитацию хотя бы по несколько минут, но регулярно. Это поможет развить осознанность.

Протестируйте разные системы тайм-менеджмента и выберите ту, которая больше всего подходит именно вам.

Фото: iconscout.com

Шаг 3: выстроить границы

Не всем удается уединиться в квартире и спокойно поработать. На удаленку могли перевести всех членов семьи. Что делать, если домашние отвлекают от работы?

Тут поможет принятие того факта, что если у вас есть партнер, дети, домашние питомцы — скорее всего, работа никогда не будет «мирной и тихой». И это та самая «новая норма».

Удерживайте границы с другими взрослыми членами семьи. Проговорите четко, как, где и в какое время вы будете работать. Договоритесь, когда отвлекать друг друга можно, когда — нет (например, во время важного звонка или закрытия дедлайна).

Детям также требуются здоровые границы. Донесите до них четко, когда вас можно и нельзя беспокоить; когда вы будете уделять им время. Можете придумать интерактивный способ это сделать: например, выставлять какую-нибудь игрушку около двери, за которой вы работаете. Составьте расписание: договоритесь, что вы будете проводить вместе, скажем, 20 минут каждые два часа.

Фото: iconscout.com

Помогите детям спланировать занятия. Совместно составьте план, чем и когда они будут заниматься. Если день будет структурирован, дети с меньшей вероятностью станут вас отвлекать и требовать немедленного внимания.

Разделяйте заботу о детях с другими членами семьи. Партнерские отношения и поддержка сейчас особенно важны.

Как вести себя, если вы начальник и вам нужно руководить удаленным офисом?

Вы лидер, поэтому на вас ложится больше нагрузки по поддержке сотрудников. На удаленной работе команда особенно в вас нуждается.

Помните, что важна постоянная, четкая и прозрачная коммуникация. Объясняйте сотрудникам ситуацию, открыто рассказывайте свою позицию, обосновывайте принятые меры. В ситуации неопределенности (а она, несмотря на успехи в борьбе с пандемией, все еще сохраняется) общая тревожность повышается — любая недосказанность мгновенно порождает домыслы. Сотрудникам важно видеть, что у руководства есть план действий и оно последовательно его реализует.

Будьте внимательны к эмоциональному состоянию сотрудников, следите, не появляются ли у них признаки выгорания [4]. Скажите, что вы открыты к общению, проявляйте эмпатию и поддержку.

Фото: iconscout.com

Уделяйте большее внимание мотивации сотрудников. Помните о том, что им может быть сложно соблюдать баланс между работой и домом.

Уделите внимание планированию и синхронизации рабочих процессов. Проследите, чтобы у сотрудников был удаленный доступ к необходимым документам и ресурсам, чтобы они могли свободно связываться друг с другом. Это поможет снизить тревогу и обезопасит команду от лишних переживаний.

Придумайте какую-то социальную активность и встречи — онлайн или офлайн. Большинству людей важно чувствовать себя не в полной изоляции, а ощущать поддержку других.

Не забывайте поддерживать и себя. Возможно, стоит создать чат или созваниваться с другими знакомыми руководителями, чтобы обмениваться опытом, давать рекомендации, поддерживать друг друга, если возникают трудности.

Помните: вы не одни. За минувший год мы все в ускоренном режиме прошли через перемены, на многие из которых, по-хорошему, нужны годы; эти изменения происходили стихийно, в большом количестве и затронули все сферы жизни. Наша психика до сих пор адаптируется к новой реальности. Многие люди проходят через те же сложности. Важно проявлять заботу, понимание и поддержку как в сторону окружающих, так и в свою.

И если вы чувствуете, что не справляетесь сами, не стесняйтесь обратиться за профессиональной помощью. Своевременная поддержка психолога поможет преодолеть кризис с минимальными потерями и быстрее адаптироваться к ситуации.

Как сохранять мотивацию и не отвлекаться на удаленной работе.