5 самых распространенных мифов о благотворительности
Миф № 1. Благотворительность — привилегия богатых и знаменитых
Часто крупные компании или знаменитости совместно с известными фондами создают благотворительные программы. Однако основная доля поступлений в благотворительные фонды во всем мире — частные пожертвования. По данным Фонда поддержки и развития филантропии, в 2018 году более половины жителей России (61%) участвовали в благотворительности. При этом 49% россиян регулярно жертвовали деньги, в среднем по 2000 рублей. Эти цифры говорят о том, что благотворительность — не только для состоятельных.
По данным ВЦИОМ, люди, которые никогда не занимались благотворительностью, считают: чтобы помогать, нужно зарабатывать 65 000 рублей в месяц. Однако если у вас нет возможности пожертвовать миллион или открыть приют для бездомных животных, не нужно отказывать в помощи. Суммы, которые помогут нуждающимся, складываются из небольших пожертвований. Достаточно ежемесячно перечислять хотя бы 100 рублей.
Миф № 2. Денежный перевод — лучшая помощь
Еще один миф связан с идеей, что помогать нужно только деньгами. И если у человека нет лишних средств, значит, он никому не сможет помочь. Но это не так. Помочь нуждающимся можно делом. Например, стать волонтером: иногда фондам помощь с решением конкретных задач требуется больше, чем деньги. Необходимо отвезти подопечных в больницу, написать новость для сайта, нарисовать открытки, провести занятия или мастер-классы для воспитанников детских домов, навестить животных в питомнике. Многие фонды доверяют волонтерам огромную и важную часть работы, а некоторые существуют только благодаря их помощи.
При этом важно выбрать верное направление. Например, привезти мешок игрушек или сладостей в детский дом может стать неактуальной, а иногда и бесполезной помощью. Поэтому лучше заранее выяснить, что действительно нужно. Это может быть общение с пожилыми людьми или детьми, помощь с логистикой. Можно помочь нуждающимся, передав вещи на благотворительность, стать донором или взять животное из приюта. Или отправиться с друзьями на благотворительные концерты и выставки: так вы не только получите новые впечатления, но и сделаете доброе дело.
Миф № 3. Благотворительность должна быть анонимной
Существует мнение, что каждый, кто хочет признания в ответ на добрые дела, неискренен в своих порывах и корыстен. Если помогать — то тихо, не привлекая внимания. Но такая установка неверна: нужно рассказывать о своей помощи. По данным исследования, проведенного ВЦИОМ совместно с «Добро Mail.Ru», 25% интернет-пользователей начали бы заниматься благотворительностью, если бы чаще слышали об опыте участия в проектах от знакомых или знаменитостей. Когда люди видят, что кто-то из близких помогает другим, они могут следовать примеру. Не думайте о реакции окружающих, а подавайте пример, вдохновляйте друзей и коллег на добрые дела.
Иногда знаменитостей, занимающихся благотворительностью, подозревают в личном пиаре. Но при этом редко задумываются, что они не сохраняют анонимность потому, что известность помогает эффективно решать поставленные задачи. И это касается не только массовых акций. Например, ребенок, который мечтает увидеть своего кумира, получит массу положительных эмоций, если тот навестит его в больничной палате.
Миф № 4. Помогать нуждающимся нужно напрямую, а не через фонд
Многие считают адресную помощь предпочтительней — можно выбрать, кому помочь, и сразу увидеть результат: куда были направлены деньги и что в итоге получилось. А когда жертвуют деньги благотворительным фондам, очень сложно узнать, куда они были потрачены и дошли ли до нуждающихся. Но здесь есть оборотная сторона: адресная помощь лишает возможности системных изменений. Например, 1000 рублей, направленные на лечение ребенка, позволят совместными усилиями оплатить дорогое лечение. Но те же деньги, которые получит организация на реализацию программы, помогут закупить медикаменты, оборудование и таким образом помочь не одному ребенку, а тысяче. Даже регулярные пожертвования в размере 50 рублей в месяц позволят фонду спланировать проект или мероприятие.
Все проверенные благотворительные организации регулярно публикуют отчеты на своих сайтах, в соцсетях и рассказывают, как пожертвования помогают людям.
Миф № 5. Волонтерство безвозмездно, а значит, необязательно
Волонтерство — огромный потенциал для развития общества. Это важно для молодых людей, которые хотят быть социально полезными. Некоторые находят себя в волонтерских проектах и начинают карьеру — многие сотрудники крупных благотворительных организаций начинали с добровольчества.
Волонтеры помогают в поисках пропавших людей, тушении лесных пожаров, сохранении заповедников и исторических памятников. Сегодня активно развивается корпоративное волонтерство, когда сотрудники компаний участвуют в различных благотворительных проектах. Помогая программе фонда «Старость в радость», можно взять опеку над пожилым человеком, навещать его и помогать в силу возможностей.